Пол Салопек: Если бы я преподавал журналистику в Кыргызстане, то научил бы строить медиарынок

Кыргызстан посетил журналист National Geographic, двукратный лауреат Пулитцеровской премии Пол Салопек. Он рассказал Интерньюс о своем переходе из военной журналистики в Slow journalism, о главных принципах сторителлинга и дал советы кыргызстанским коллегам.

В настоящее время Пол продолжает свое пешее путешествие из Эфиопии на Огненную Землю (Tierra Del Fuego). Через истории людей он показывает места, где впервые ступала нога человека.

 Slow journalism. Журналистика делится на два типа: быстрая и медленная. Первое это быстро охватить, но поверхностно. Второй тип медленный, но с более глубоким анализом” (Пол Салопек).

 Пол Салопек во время своего путешествия каждые 160км делает короткое видео. Он также использует видео 360°.

 Я постоянно делаю короткие видео, чтобы по окончанию своего путешествия сделать из них полноценный фильм. Я это сравниваю с жемчужинами, из которых можно собрать ожерелье”.

Автор делает видео без закадрового голоса. По его словам, он ограничивает восприятие. “Мне хотелось бы, чтобы это видео было глобальным и понятным на всех языках”, — говорит журналист.

 Из военной журналистики в Slow journalism

— Каждый военный корреспондент надеется с помощью своих репортажей остановить войну, но этого не случается. Хотя они могут влиять публикациями на ситуацию.

Я начал замечать, что все мои репортажи были одинаковы. При этом, я был достаточно психологически травмирован. Поэтому, ты всегда должен задавать себе вопрос “зачем ты это делаешь?”. Для того, чтобы помочь беженцам или сделать карьеру? Этот вопрос нужно задавать не каждый день, а каждый час.

Принципы сторителленига

 — Нужно быть вовлеченным в свою историю. Если брать интервью у героя, это работа не на несколько часов. Нужно посвятить ему пару дней и прочувствовать ту жизнь, которую он проживает каждый день. Например, если человек продает мандарины, то нужно помогать ему продавать их, а не просто наблюдать за ним. Я понимаю, что это займет много времени у журналиста. А для журналиста время — это роскошь. Поэтому я и выбрал Slow journalism.

Аудитория

 — Моя аудитория не интеллигенция, не политики, а таксисты, продавцы и т.д. Люди, которым интересно знать, что происходит за пределами их страны, но у них нет возможности поехать туда самим.

Профессиональная этика

— Я обязательно беру разрешение у своих героев, если они не хотят, то я не пишу о них. В журналистике самое главное это доверие. Этику журналистики нельзя нарушать. Если ты обманным путем получишь информацию, то читатели потеряют доверие к тебе. Я даже в самых опасных ситуациях говорю, что я журналист. Потому что честность и доверие для меня превыше всего. Для журналистов важно иметь положительную репутацию. В чем смысл твоей истории, если народ это не примет?

Пол2

Журналистам, которые также путешествуют, Пол советует с собой брать блокнот и ручку. «С ними не возникнет проблем с зарядкой и при дождя они не сломаются”, — отмечает Пол Салопек.

На краудфандинговой платформе Kickstarter Пол собирает средства на нынешний проект. Целью было собрать $50 000, на сегодня собралось уже $68,576. Тем, кто решил оказать поддержку, Пол дарит сувениры, привезенные им из разных стран мира. В их числе есть кыргызский туш кийиз. Собранные средства рассчитаны на год. На само путешествие деньги не расходуются. Финансирование идет на продвижение проекта.

Ошибки наших журналистов

— В Кыргызстане у меня взяли интервью несколько журналистов. Все они следовали строго по списку своих вопросов. Если бы они слушали меня, то из моих ответов у них появилось много новых вопросов. Во время интервью они как будто едут по трассе, а нужно быть, как река. Ведь ты не знаешь, где завернет и куда она дальше будет течь. Смотреть надо по сторонам, потому что именно там ты находишь самые лучшие истории.Кроме того, надо постоянно изучать. Например перед тем, как приехать в Центральную Азию, я долго изучал местную историю, культуру. Когда ты владеешь информацией, читатель лучше воспринимает твою материал.

 Если бы я преподавал журналистику в Кыргызстане

— Чтобы написать хорошие истории не обязательно пройти весь мир пешком, вокруг очень много интересного. Но в большинстве случаев наш мозг спит. Мы не замечаем деталей. Если бы у меня была возможность преподавать журналистику в Кыргызстане, то я бы научил студентов строить медиарынок. Потому что здесь он маленький. И это не дает возможность журналистам писать в какой-то конкретной сфере. Для того, чтобы быть успешным журналистом, нужно уметь самому расширять свою аудиторию. Чем шире твоя аудитория, тем больше у тебя возможностей.

Журналист провел полгода в Африке

— В Африке больше 50 стран. В разных странах Африки по-разному развита журналистика. Например в Кении делают хорошие журналистские расследования, а в Нигерии лучше получаются сторителлинги, потому что там люди более эмоциональны и лучше вовлекаются в истории.

16422211_1520445481316373_4934751045295980866_o

Пол Салопек также работает над своей книгой, которую планирует завершить в марте этого года. По словам автора, книга будет о постоянном движении людей, о том, почему мы не можем сидеть на одном месте…

Материалы журналиста на русском языке доступны здесь.

Ажара Бекжан

Фото из архива Paul Salopek

 

 

 

 

 

Comments are closed.