Ежемесячный отчет. ИМП. Декабрь 2013

Институт Медиа Полиси
Ежемесячный описательный отчет
Отчетный период: 1 декабря – 30 декабря 2013
Представлено: Ешеналиевой Айнурой
Дата представления: 1 января 2013

I. Резюме

За отчетный период Медиа Представитель Акмат Алагушев защищал интересы СМИ и журналистов в пяти судебных процессах, один из которых был завершен и судом принято решение снизить сумму искового требования со 100 000 сомов до 10 000 сомов, остальные процессы в данное время находятся в производстве.

Институт Медиа Полиси провел экспертную встречу с участием судей Конституционной палаты Верховного суда, депутатов Жогорку Кенеша (Текебаев О.Ч., Кочкарова Э.А.), и др. по вопросу последствий признания неконституционным статьи 128 Оскорбление Уголовного кодекска КР. В частности обсуждались механизмы дальнейших действий законодательного органа, куда будут вноситься изменения или дополнения за унижение чести, достоинства.

Также сотрудниками Института был проведен ряд встреч с представителями международных организаций, СМИ и госорганов.

II. История

Цель Проекта: Укрепление работы Медиа Права – Создание благоприятной среды в Центральной Азии

Мероприятия по проекту:

2a. Юридическая помощь составителям законов (правительственных должностных лица/НПО/ Медиа организации);

2b. Увеличение общественных дискуссий по политике в области СМИ и вопросов качества журналистики.

1) 28.11.2013г Сотрудники ИМП приняли участие на круглом столе «ПРАВО НА СВОБОДУ МИРНЫХ СОБРАНИЙ В КР».
Круглый стол проводился при поддержке ОБСЕ в Бишкеке. Также участвовали глава ОБСЕ в Бишкеке Капинос С.П.. министр юстиции КР – Шыкмаматов А.Н. , Дукенбаев А – директор «Freedom House» и др. В процессе работы проводились итоги мониторинга с 2011 года по вопросу мирных собраний: количественные и качественные показатели; Соблюдение требований закона «О мирных собраниях», в части ограничения и прекращения собраний и т.д.

2) 02.12.-03.12.2013г ИМП принял участие в Общественном диалоге “ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КР” проводимой Рабочей группой по совершенствованию избирательной системы КР при поддержке Центра ОБСЕ в Бишкеке, IFES и USAID.
Принимали участие лидеры фракций Жогорку Кенеша: Текебаев О.Ч., Кулов Ф., Турсунбай Ч., а также представители ЦИК КР и гражданского общества. В ходе рабочих дней также обсуждался вопрос, с которым ИМП ранее совместно с другими медиа-организациями обращался в Рабочую группу по вопросу ретрансляции.
Итоги: в ходе обсуждения несмотря на предложения общественных организаций норму о ретратрансляции было принято решение оставить.
Обращение Медиа-Организаций к Руководителю Рабочей группы Нарымбаеву Д.И. по совершенствованию избирательной системы http://www.media.kg/appeals-and-declarations/, от 6 августа 2013 года

3) 03.12 – Участие в качестве эксперта в ежегодном исследовательском проекте «Индекс устойчивости СМИ» по оценке состояния средств массовой информации в Кыргызстане за 2013 г.

Организаторы: Международный совет по исследованиям и обменам (IREX)

Участники: Представители печатных и электронных СМИ, информационных агентств, медиа организаций, высших учебных заведений со всех регионов республики.
От ИМП приняли участие Алишева Н., Алагушев А.
Всего: 14, из них мужчин — 7, женщин -7

Задача исследования: Предоставить специалистам в области СМИ, политикам, организациям-спонсорам, правительствам и другим заинтересованным сторонам дать всестороннюю оценку текущего состояния СМИ за прошедший год.

Каждому эксперту-участнику исследования путем заполнения Анкеты необходимо определить силу и устойчивость СМИ по пяти общим «показателям»:
1. Юридические и социальные нормы защищают и поддерживают свободу слова и доступ к информации, являющейся общественным достоянием.
2. Журналистика соответствует профессиональным стандартам качества
3. Многочисленные источники информации обеспечивают граждан надежной объективной информацией
4. СМИ – эффективно управляемые предприятия, обеспечивающие редакционную независимость.
5. Организации, стоящие на защите профессиональных интересов независимых СМИ

Для этого необходимо дать оценку многочисленным «индикаторам», т.е. ответить на 302 вопроса. Все это позволяет всесторонне оценить конкретные условия достижения сектора СМИ по многочисленным факторам, определяющим степень его открытости, профессионализма и экономической устойчивости.

4) 05 — 06.12 — Национальный семинар-конференция «Как СМИ рисуют экономический портрет Кыргызстана?»

Организаторы: Центр Международного частного предпринимательства, NED, Институт политики развития,

Участники: Редактора и журналисты СМИ Кыргызстана (основная масса печатных СМИ из регионов), медиа эксперты, учебные заведения, НПО, международные организации и эксперты.

Цель: Усилить понимание журналистами контекста Кыргызстана как страны, развивающей рыночную экономику и право; повысить качество экономической журналистики за счет применения сравнительных данных

Задачи:
1. Предоставить журналистам возможность обсудить практику применения в СМИ макроэкономических данных для определения места Кыргызстана в мировой экономике.
2. Ознакомить журналистов с рейтингами и базами данных, индексами и другими инструментами сравнения для развития аналитической журналистики.
3. Донести до журналистов основные принципы применения статистики в аналитической и экономической журналистике.

Доклады:
1. Результаты исследования печатных СМИ в КР, Казахстане, России и США, 2010-2013, Добрецова Н. -директор Института политики развития, Кыргызстан.
2. Кыргызстан в международных рейтингах: динамика за 2005-2013 гг., директор Национального института стратегических исследований КР, Кыргызстан.
3. Макроэкономические данные как инструмент экономической журналистики,
Романчук Я. — директор Центра «Стратегия», Беларусь.
4. Роль СМИ в реализации права человека быть богатым и свободным,
Романчук Я. — директор Центра «Стратегия», Беларусь.
5. Последствия отсутствия количественных данных в СМИ: бедность и несвобода, Намазалиев М. — Центральноазиатский институт свободного рынка, Кыргызстан.
6. Последствия некорректного применения данных в СМИ: негативная реакция государственной политики, Сатыбеков Б.- независимый эксперт, Кыргызстан.
7. Что такое статистика и как использовать журналистами данные статистики? Особенности анализа статистических данных, Представители Национального статистического комитета.

Итоги: Текущий опыт журналистов показывает, что они:
1. слабо пользуются сравнениями данных, чтобы обрисовать то или иное экономическое явление и передать его суть, сделать предположения, проанализировать возможное развитие событий;
2. затрудняются в использовании макроэкономических данных о Кыргызстане, самостоятельно не рассматривают ситуацию в сравнении с другими странами;
3. некорректно или нерезультативно пользуются статистическими данными.
4. Необходимо помочь журналистам понять силу статистических данных в применении к экономике и закону путем разработки специального курса обучения «Экономическая журналистика».

5) 10.12. — Круглый стол Общественные консультации по изменению законодательства КР в связи с переходом на цифровое вещание.

Организаторы: Министерство культуры, информации и туризма КР, Гражданский альянс «Цифровой Кыргызстан», Программа «Поддержка СМИ» и проект «Политика по переходу на цифровое телевещание: анализ и рекомендации гражданского общества» Фонда Сорос-Кыргызстан

Участники: Более 60 человек.
Депутаты Жогорку Кенеша КР, Аппарат Президента КР, Аппарат Правительства КР, Министерство культуры, информации и туризма; Министерство транспорта и коммуникации КР, Министерство финансов КР, Министерство экономики КР, Госагентство связи при Правительстве КР, Государственные и частные ТРК, Медиа сообщества, НПО, Международные организации и программы (ОБСЕ, Фонд Сорос-Кыргызстан)

от ИМП — Алагушев А.- Медиа Предстапвитель, Алишева Н.- юрист, медиа эксперт

Доклады:
1. Основные проблемы и Рекомендации к законодательству в связи с переходом на цифровое телевещание в КР, независимый эксперт, член экспертной группы Фонда Сорос-Кыргызстан — Мамырканов Э.
2. Необходимые изменения в законодательстве: подходы и оценка рисков для перехода на цифровое вещание, юрист проекта «Политика перехода на цифровое телевещание в КР», член экспертной группы Фонда Сорос-Кыргызстан — Байкулова И.
3. Рекомендации к Проектам Постановления Правительства КР и Положения «О формировании Социального пакета программ эфирной цифровой наземной трансляции», гл. специалист управления информационной политики Министерства культуры, информации и туризма — Иванов А.

Итоги:
1. Докладчики ознакомили участников с проблемами, возникшими при подготовке экспертной группой изменений в действующее законодательство.
2. Предоставили проекты законодательных документов для анализа и предложений:
— проект закона «О внесении изменении и дополнении в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики» (законы «Об электрической и почтовой связи», «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики», «О лицензионно-разрешительной системе в Кыргызской Республике», «О телевидении и радиовещании»;
— проект закона «О телерадиокомпаниях»;
— проект Постановления Правительства КР и проект Положения «О порядке регистрации средств массовой информации в Кыргызской Республике».
— проект Постановления Правительства КР и проект Положения «О формировании Социального пакета программ эфирной цифровой наземной трансляции».
3. Все замечания и предложения по законопроектам представлять в Министерство культуры, информации и туризма заместителю министра Темирбековой А.

6) 17.12 – Экспертная встреча по вопросам приведения ст. 128 «Оскорбление» УК КР в соответствие с Конституцией КР.
Институт Медиа Полиси провел экспертную встречу с участием судей Конституционной палаты Верховного суда, депутатов Жогорку Кенеша (Текебаев О.Ч., Кочкарова Э.А.), представителя с Министерства юстиции по вопросу последствий признания неконституционным статьи 128 Оскорбление Уголовного кодекска КР. В частности обсуждались механизмы дальнейших действий законодательного органа, куда будут вносится изменения или дополнения за унижение чести, достоинства.
www.constpalata.kg – вебсайт Конституционной Палаты КР.
Организаторы: ОФ «Институт Медиа Полиси» при поддержке «National Endowment for Democracy»

Участники встречи: судьи Верховного суда КР и Конституционной палаты Верховного суда КР, депутаты Жогорку Кенеш КР, консультанты и специалисты Жогорку Кенеш КР, Министерства юстиции КР, ИМП и др. заинтересованные лица.
Задачи:

1. Устранить противоречия нормы Уголовного Кодекса с Конституцией Кыргызской Республики. В соответствии с частью 5 статьи 33 Конституция КР (от 2010 г.) устанавливает гарантии запрета на уголовное преследование за распространение информации, порочащей или унижающей честь и достоинство личности, однако действующая статья 128 «Оскорбление» Уголовного кодекса КР реально устанавливает уголовную ответственность за распространение информации, унижающей честь и достоинство личности.

2. Обсудить позицию Конституционной палаты при принятии решения о не конституционности статьи Уголовного Кодекса КР и рассмотреть альтернативные пути разрешения данной ситуации.

Раздаточный материал:

1. Выдержки из законодательства КР
2. Решение Конституционной Палаты при Верховном суде КР о признании статьи 128 «Оскорбление» Уголовного Кодекса КР противоречащей ст.33 п.5 Конституции КР.
3. Информация о рассмотрении Конституционной Палатой дела о проверке конституционности статьи 128 Уголовного кодекса КР (уголовное дело о признании гражданина виновным в нанесении оскорбления другому лицу).

Итоги:
1. Учитывая, что в Решении Конституционной Палаты дано указание Жогорку Кенеш КР, Правительству КР, Минюсту КР и Верховному Суду разработать механизмы по альтернативной (не уголовной) защите личности от оскорбления, приняли решения по совместному обсуждению предложенных вариантов всеми государственными структурами, участвующими на встрече.

III. Основные результаты этого месяца

Деятельность 2a: Юридическая помощь составителям законов (правительственных должностных лиц, НПО, Медиа организации)

Подробное описание мероприятий, встреч

Судебные процессы
1. В Первомайский районный суд г. Бишкек с исковым заявлением о защите чести, достоинства и деловой репутации и компенсации морального вреда на сумму 10.000.000 сом к газете «Алиби» обратились Жайчибеков П., Жапарбаев Ж. и др., в котором просят признать не соответствующими действительности сведения опубликованные в статье «Диний экстримисттик уюмдар аркылуу тынчтыкты бузган Батыш олколоруу». Дата рассмотрения 28.11-06.12.2013 года. 06.12.2013 года дело производством приостановлено в связи с назначением комиссионной теологической экспертизы.

2. В Свердловский районный суд г. Бишкек с исковым заявление о защите чести, достоинства и деловой репутации к ЗАО «5 канал» и автору передачи «Моя история» Ксении Кисс обратился генеральный директор ЗАО «Ак-Кеме» Сарымсаков Руслан Адыканович в котором просит признать несоответствующими действительности сведения в передаче «Моя история» в репортаже под названием «Куда уходит белый пароход?» показанный 3 июля 2013 года в эфире ТК «5 канал». Даты рассмотрения 12,23.12.2013 года. Производство по делу приостановлено в связи с заболеванием ответчика.

3. В Свердловский районный суд г. Бишкек с исковым заявлением о защите чести достоинства и деловой репутации и компенсации морального вреда на сумму 100.000 сом к газете «Азия Ньюс» (общественно-политическая, частная, тираж 5.000 тыс. экз.) обратился заведующий Ысык-Атинским районным отделением судебно-медицинской экспертизы Карагулов Ж.Ж. в котором просит признать не соответствующими действительности сведения опубликованные в газете под заголовком «Чуйдун сотторуна далил кереги жок». Дата рассмотрения 27.11.-09.12.2013 г. 09.12.2013 года решением Свердловского суда г. Бишкек иск Карагулова Ж. удовлетворен частично. С газеты взыскано 10.000(десять тысяч) сом.

4. В Свердловский районный суд г. Бишкек с исковым заявлением о защите чести и достоинства и возмещении морального вреда к газете «Деньги и Власть» (еженедельная деловая газета, частная, с тиражом в 2.500 экз.) обратился Бубель Григорий Яковлевич (бывший начальник государственной службы исполнения наказаний ГСИН, генерал в отставке, в настоящее время пенсионер/бизнесмен) в котором просит признать несоответствующими действительности сведения, опубликованные в еженедельной газете «Деньги и Власть» в номере 22(104) от 8 июня 2012 г. под заголовком: «BUBELGATE SCANDAL» или «КАК СДЕЛАТЬ ДЕНЬГИ НА ТРУПАХ И ЖИВЫХ В КЫРГЫЗСТАНЕ» повесть Максима Корсакова и компенсировать моральный вред на сумм 50.000.000 (пятьдесят млн.) сом. 14.06.2012 г. судья Свердловского районного суда г. Бишкек Базаралиева А.М. рассмотрев исковое заявление Бубель Г.Я. к редакции газеты «Деньги и Власть» о защите чести и достоинства, в целях обеспечения исковых требований, запретила ответчикам публиковать продолжение полной версии повести Максима Корсакова: «BUBELGATE SCANDAL» или «КАК СДЕЛАТЬ ДЕНЬГИ НА ТРУПАХ И ЖИВЫХ В КЫРГЫЗСТАНЕ». На данное определение в Бишкекский городской суд была подана частная жалоба. Слушание дела по частной жалобе ответчика 14.02.2013 г. было начато и отложено на неопределенный срок в связи с обжалованием истца определения горсуда об отводе составу городской коллегии суда.
19.12.2013 года начато слушание дела по существу. Следующая дата рассмотрения 20.01.2014 года.

5. В Ленинский районный суд г. Бишкек с исковым заявлением о защите чести достоинства и деловой репутации и компенсации морального вреда на сумму 100.000 сом к газете «Азия Ньюс» (общественно-политическая, частная, тираж 5.000 тыс. экз.) обратился Руководитель аппарата Президента Кыргызской Республики Нарымбаев Данияр Ильич в котором просит признать не соответствующими действительности сведения опубликованные в газете под заголовком «Ажонун тубуно Данияр менен Икрам жетеби?…»Дата рассмотрения 18.12.2013г. Следующая дата 27.01.2014 года.

Тренинги. Семинары. Конференции. Встречи.
10.12.2013 года принял участие в круглом столе на тему «Изменение в законодательстве КР в связи с переходом на цифровое вещание» Участники депутаты ЖК, представители министерств и ведомств, члены гражданского альянса «Цифровой Кыргызстан», телевещатели и операторы связи, СМИ, эксперты, представители НПО и бизнес организаций.

17.12.2013 года провели экспертную встречу с депутатами ЖК КР и судьями конституционной палаты верховного суда КР, с участием представителей верховного суда КР и Министерства юстиции по приведению в соответствие ст.128 УК КР с Конституцией КР.

Юридические Консультации

1. Консультации для сайта медиа право ЦА (письменно)

1. Статья. Почему кыргызские СМИ отказываются от добровольного опровержения недостоверной информации? Мнение эксперта.
http://medialawca.org/posts/03-12-2013/77081.html, размещено 3.12.2013

2. Удостоверение доказательств нарушения прав в сети Интернет, http://medialawca.org/posts/12-12-2013/77353.html, Декабрь 12,

3. В каком документе прописана процедура проведения заседаний Жогорку Кенеша, и в каких случаях журналисты могут быть допущены на закрытые заседания? http://medialawca.org/posts/23-12-2013/77585.html

2. Подготовка документов

— Сбор материала для подготовки Экспертной встречи по вопросам приведения ст. 128 «Оскорбление» УК КР в соответствие с Конституцией КР

— Подготовка раздаточного материала для участников встречи
1. Выдержки из законодательства КР (статьи из Уголовного и Гражданского Кодекса, Конституции).
2. Решение Конституционной Палаты при Верховном суде КР о признании статьи 128 «Оскорбление» Уголовного Кодекса КР противоречащей ст.33 п.5 Конституции КР.
3. Информация о рассмотрении Конституционной Палатой дела о проверке конституционности статьи 128 Уголовного кодекса КР (уголовное дело о признании гражданина виновным в нанесении оскорбления другому лицу).
4. Подбор материалов по опыту других стран по замене альтернативной защиты личности при оскорблении.

3. Работа в рамках юридического проекта

• Мониторинг, вносимых предложений ИМП на законопроекты депутатов.

Направленные в марте месяце т.г. в Жогорку Кенеш КР Рекомендации (предложения) ИМП о внесении изменений в законопроект «О внесении дополнений и изменений в Закон Кыргызской Республики «О порядке рассмотрения обращений граждан», инициированный Депутатом Жогорку Кенеш Бекешевым Д., были учтены при принятии закона в июле этого года.

История:
Законопроект был подготовлен еще в октябре 2012 года в целях увеличения возможностей граждан для обращения в адрес государственных органов или органов местного самоуправления, а также повышения скорости их отправки и рассмотрения с учетом развития Интернета

Законопроектом предлагалось приравнять электронные обращения к обычным запросам – письменным и устным, т.е. придать им официальный статус. Законопроект обязывал государственный орган или орган местного самоуправления создать все условия для принятия электронных обращений граждан и подготовке ответа на обращение по электронной почте. В проекте закона предлагалось установить срок для рассмотрения электронного запроса 30 дней (это столько же времени, сколько и при письменных обращениях, отправленных посредством почтовой связи).

Наше предложение:
Сократить сроки ответов на электронные обращения граждан и юридических лиц до 14 дней. В обоснование были приведены следующие аргументы: В законе «О доступе к информации, находящейся в ведении государственных органов и органов местного самоуправления КР» от 2006 г., уже было заложено, что любые запросы письменные или по электронной почте исполняется в течение14 дней. Кроме этого во Временном Положении «О порядке распространения информации в Государственном Интернет Портале (Интернете)», утвержденном Указом Президента КР установлен еще более короткий срок для ответа — это «в течение пяти рабочих дней со дня получения информационного запроса».

• Анализ проекта Постановления Правительства КР и проекта Положения «О порядке регистрации средств массовой информации в Кыргызской Республике».

Цель создания таких проектов состоит в том, чтобы передать всю наработанную Министерством юстиции КР базу данных по регистрации СМИ (электронная версия), включая архивные документы, Министерству культуры, информации и туризма КР.

ИМП подготовил свои рекомендации и направил в Министерство культуры, информации и туризма КР.

Предложения ИМП:

1. В проекте постановления Правительства КР слово «База» употреблено некорректно и не отвечает полноте документов, поскольку в данном случае речь должна идти о совокупности базы данных (электронная систематизация материалов, включая реестр) и документов заявителей для регистрации СМИ на бумажных носителях (сформированные в папки дел по СМИ, включая архив).

2. Проект Постановления необходимо дополнить еще одним пунктом — определить судьбу действующего постановления Правительства КР от 19.08.92 г. N410 (в редакции от 13.04.95 г. N127) «О порядке регистрации, взимания и размерах сборов за выдачу свидетельств о регистрации средств массовой информации в Республике Кыргызстан» и Положения о регистрации СМИ. И соответственно возникает вопрос о действующем Положении, поскольку оно утверждено этим постановлением. Либо отменить целиком, либо в какой-то части (все это надо указывать в Постановлении).

3. Рассмотреть вопрос рациональности не упоминать в новом Положении название — Министерство культуры, информации и туризма КР, учитывая то факт, что при каждой очередной смене Правительства название министерства часто меняется. Были случаи, когда «информация» вообще исчезла из поля зрения и некоторое время эта область вообще никем не курировалась и не регулировалась. Вполне приемлем вариант, когда по всему тексту Положения будет упоминание об «уполномоченном государственном органе в области регистрации СМИ». Тогда при любой смене подчиненности регистрационной процедуры отпадет необходимость менять само положение. Разумно будет обозначить государственный орган, курирующий процедуру регистрации СМИ, только в Постановлении Правительства КР.

4. Следует учитывать существующее несовершенство законодательства в части определения СМИ, поскольку Закон о СМИ относит к СМИ газеты, журналы, приложения к ним, альманахи, книги, бюллетени, разовые издания и телерадиокомпании. В действительности СМИ – это продукт, а, следовательно, относится к объекту (книги, журналы..). Однако в нашем законодательстве произошло смешение объектов и субъектов — добавлены к объектам еще и субъекты – это телерадиокомпании, которые являются юридическими лицами со всеми вытекающими обстоятельствами. Поэтому телерадиокомпании как юридические лица не могут быть зарегистрированы еще и в качестве СМИ. А в прилагаемом к Положению Заявлении о регистрации СМИ в качестве средств массовой информации упоминаются и ТРК

При разработке новых документов мы не исправляем недочеты в законодательстве, а опять оставляем нестыковки (идем по неправильному пути).

5. В Положении встречается упоминание о «редакции», однако законодательного понятия такому термину у нас нет. Следовательно, такие нормы в законодательстве будут только вводить в заблуждение.

• Проводится анализ законопроектов по переходу на цифровое вещание.

В работе законопроекты, предоставленные экспертной группой по разработке изменений в законодательство при переходе на эфирное цифровое вещание на Круглом столе (10.12.13), посвященном проблемам разработке законодательства.

Это проекты законов:
— «О внесении изменении и дополнении в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики» (законы «Об электрической и почтовой связи», «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики», «О лицензионно-разрешительной системе в Кыргызской Республике», «О телевидении и радиовещании»;
— «О телерадиокомпаниях»;
— проект Постановления Правительства КР и проект Положения «О формировании Социального пакета программ эфирной цифровой наземной трансляции».

4. Инвентаризация законодательства КР

Отправлены для размещения на сайте KZ медиа право ЦА проекты законодательных актов (разработанные экспертной группой в рамках программы «Политика перехода на цифровое телевещание в КР»):

1. Проект закона КР «О внесении изменении и дополнении в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики» (законы «Об электрической и почтовой связи», «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики», «О лицензионно-разрешительной системе в Кыргызской Республике», «О телевидении и радиовещании»;
2. Проект закона КР «О телерадиокомпаниях»;
3. Проект постановления Правительства КР и проект Положения «О порядке регистрации средств массовой информации в Кыргызской Республике».
4. Проект постановления Правительства КР и проект Положения «О формировании Социального пакета программ эфирной цифровой наземной трансляции».

5. Консультации, комментарии

Вопросы в рамках прошедшего семинара «Как СМИ рисуют экономический портрет Кыргызстана?»

— Как СМИ может получить информацию, связанную со сравнительными данными, которая имеется в Министерствах финансов и экономическое развитие? Чиновники этих органов ссылаются, что данные наработки являются их внутренними документами и относятся к категории служебных.
— Может ли СМИ распространить информацию, которую предоставил чиновник с оговоркой, что она является служебной? И будет ли нести за это ответственность?
— Почему органы статистики продают журналистам свою информацию о статистических данных по разным отраслям развития Кыргызстана? Разве они не должны ее самостоятельно размещать в СМИ? Эта же информация интересует всех граждан.
— Есть ли Перечень информации по экономическим вопросам, которую журналист может получить бесплатно?
— Чиновники органов местного самоуправления в регионах вообще боятся предоставлять СМИ любую информацию, даже самую безобидную. Куда можно пожаловаться, чтобы им дали разъяснение, какую информацию они могут предоставлять СМИ?
— Недавно столкнулась (гл.редактор) с одной проблемой, когда по запросу нашей русскоязычной газеты местные чиновники предоставили информацию на кыргызском языке, сославшись, что делопроизводство они ведут на государственном языке. Правы ли были чиновники? И не нарушают ли они наши права в соответствии с законом о доступе к информации, находящейся в ведении государственных органов и органом местного самоуправления, где указано, что ответ предоставляется на том языке, на котором был сделан запрос? Можем ли мы обжаловать действия чиновников в суде?
— Раньше, до революции 2010 г., был какой-то документ, обязывающий чиновников готовить годовой отчет о поступивших запросах от граждан и юридических лиц. Почему сейчас никто не готовит такие отчеты? Такой документ уже отменили или просто никто не контролирует эти вопросы и чиновники перестали его делать?
— Если журналист разместил в СМИ интервью специалиста по экономическим вопросам и допустил ошибку в цифрах, кто будет нести ответственность за недостоверную информацию? И как журналисту доказать, что такую цифру озвучил сам специалист?

Comments are closed.