Фотожурналистика. Основы

25 марта 12

Фотожурналистика меняется – благодаря техническим характеристикам современных мобильных устройств отличный фоторепортаж сегодня можно снять на смартфон c приложением Instagram. И по мнению Евгения Гладина, специального корреспондента газеты“Московские новости”, будущее за любопытными фотографами, которые, как Шерлок Холмс, всегда что-то ищут.

Краткие заметки по фотографии и созданию фотоисторий для профессионалов и любителей с  первого дня мастер-класса Евгения Гладина в Бишкеке “Фотожурналистика. Сила момента”.

Фотограф должен продумывать, что он снимает завтра. Смотреть на событие шире. Очевидец может сделать снимки быстрее фотокора, но он не станет изучать и продолжать историю дальше.

С появлением и развитием сайтов фотокорреспонденты стали снимать сериями, где очень много можно посмотреть, но нет кадра-символа (снимок, глядя на который становится понятно, что происходит, где и с кем). Впрочем, такие кадры могут быть, но они, как правило, теряются среди 50 снимков фотогалереи).

Когда фотограф едет на съемку, он должен знать, что он будет снимать,  что за история произошла.

Фотожурналисты, так же, как журналисты, должны быть непредвзяты. Необходимо освещать разные стороны, так как на фотографиях тоже видно, когда вы на чьей-то стороне.

Из чего состоит ежедневная работа фотокора: базовые, ежедневные съемки, портреты, начальники, чрезвычайные происшествия, спортивные события, фотоистории. Самый большой процент времени – рутина.

На любой самой незначительной съемке нужно искать ключевой момент. Искать одну фотографию, которая расскажет всю историю.

Фотография должна нести драматургию. Показывайте то, что важно, показывайте эмоции. К слову, топовые новости – это всегда трагедии.

Кратко о видах и особенностях

Спортивная фотография – здесь важен технический аспект (большие дорогие объективы). Без хорошей техники хорошие спортивные кадры не сделаешь.

На что обращать внимание: ловить момент, снимать эмоции как спортсменов, так и болельщиков. Фиксировать напряжение, смотреть не только на центральный объект, захватывать пространство рядом.

ЧС. Важность в съемке чрезвычайных происшествий – скорость. Здесь необходимо сделать два-три плана, несколько кадров, первое и самое основное выслать в редакцию. Дальше можно снимать остальное, записывать синхроны очевидцев, официальную версию полиции и готовить более полный материал.

! Фотограф, который стоит вместе с фотографами, никогда ничего не найдет. Не болтайте, ищите, ищите дыры, залазьте на деревья. Не ждите просто так.

На ЧП вы должны действовать как детектив, обращать внимание на детали. Фотография с мест чрезвычайных ситуаций – это, прежде всего, информация.

Кадры смертей не должны быть шокирующими. От снимков не должно тошнить. Не обязательно показывать физиологию. Говорящих деталей может быть вполне достаточно. Например, фотография со скоростью спидометра может лучше трупов и разбитых машин рассказать историю аварии.

Катастрофы поездов, митинги хорошо снимать с верхней точки, чтобы показать масштаб происшествия.

Что отправлять редактору, решайте сами. Не нужно отсылать все, выбирайте свои кадры или отсылайте, то, что выбрали вы, и еще что-то дополнительно.

Статичные портреты. Если вы снимаете портреты, люди должны смотреть в камеру. Это позволительно. Вы никого не обманываете.

Инсценировочные кадры, где вы явно просите что-то сделать, – это плохо, особенно в журналистике.

Хорошо делать атмосферный портрет – показывать человека в контексте. Эдакий портрет с деталями, где вещи в комнате говорят за его обладателя больше, чем главный персонаж.

Если вы снимаете публичных личностей, помните: «Снимайте звезд как обычных людей и обычных людей как звезд».

Есть случаи, когда нельзя рассказать историю одной фотографией. Если есть глобальная проблема. Лучший способ показать ее – сделать фотосерию.

Существует 4 основных уровня фотоистории:

  1. Всеобъемлющий взгляд на проблему. Масштабная съемка, где мы говорим о проблеме в общем.  Мы не сопереживаем отдельному человеку. Независимо от затраченного времени (месяц, полгода, год), серия может получиться очень поверхностной.
  2. Уровень 2. Сузить задачу и взять какую-то отдельную историю.
  3. Уровень места, когда фоторепортаж снимается из одного места. Так можно показать проблему.
  4. Самый лучший способ рассказать фотоисторию – уровень личности. Здесь мы говорим о проблеме с точки зрения конкретного человека. Чтобы сделать качественную серию необходим высокий уровень доступа к герою и его доверие к фотографу. Съемка повседневной жизни, его ежедневные проблемы, эмоции, радости.

К слову, на такие съемки часто соглашаются люди, которым нечего терять. Пример одной из таких работ.

Если вы собираетесь делать фотосерию, важно помнить: не нужно снимать фотосерию ради того, чтобы научить. Цель должна быть одна – изучить и показать. Никаких оценок.

В фотографии должны быть глубина.

Есть объект на первом плане, есть объект на втором. Основной объект съемки должен соотноситься с чем-то. Чем больше слоев на фотографии, тем интереснее она будет смотреться. НО! Не перегружайте изображение, не нужно много лишнего.

Фокус должен быть на том объекте, который вы хотите подчеркнуть. Важно приносить со съемок детали.

Детали хороши, если вы снимаете отдельные жизни людей. Детали хорошо работают как отдельно, так и когда их ставят на первый план.

Основные планы фотоисторий: общий план, средний план, детали.

Более подробно о построение фотоисторий и трендах в фотожурналистике читайте в наших следующих материалах.

 Источник:  www.newreporter.org 

Поделиться