Медиа-эксперт о Новом Плане стратегического развития КТРК: «нас ждет очень интересное ТВ которое рассчитано на очень широкий круг людей»

Презентация нового Плана развития КТРК 2015-2018 гг. состоялась 22 января, в здании Общественной Телерадиовещательной Корпорации Кыргызстана. Согласно документу крупнейшее медиа Кыргызстана на пороге существенным перемен. Среди разработчиков новой концепции есть мнение что трансформация займет несколько лет, и ее итогом станет конкурентный продукт, а выигрыше окажется в конечном счете «рядовой потребитель» — обычный зритель.

Известный бизнес-тренер, специалист по массовым коммуникациям, медиаэксперт,  тренер Би-Би-Си и «Интерньюс» Денис Вишня, об итогах работы над новой концепцией Стратегического развития КТРК:

Итогом стало появление «стройной» концепции реорганизации Общественной телерадиовещательной корпорации Кыргызской республики (КТРК). Нам удалось разработать систему коммуникаций между различными ее подразделениями. По замыслу, мы начинаем заниматься проектной деятельностью в следствии чего необходимо выделить студии в самостоятельные производственно-творческие объединения. Они будут получать заказ от руководства, что уже давно требовалось законом, однако этого прежде практически не делалось. Тем самым появится возможность регулировать: поступление заказа, его выполнение и финансирование.

По нашему замыслу, генеральная дирекция (КТРК) которая сейчас занимается управлением, должна получить статус не коммерческой организации, тогда можно будет говорить что мечта многих людей о появлении именно общественного телевидения наконец то станет реальностью. Другими словами, мы устраним тот нонсенс, что сегодня общественное ТВ представлено в качестве государственного.

В Кыргызстане в этом году ожидаются парламентские выборы. Как по вашему, удастся ли завершить в какой то мере процесс реорганизации к ним или это лишь начало?

Во первых это зависит от парламента. Во-вторых от воли многих и многих людей. Ну а в третьих, на саму деятельность корпорации это никак не влияет, поскольку механизм уже разработанный в качестве законов он действует и выборы здесь ничего не решают – есть к примеру четкое расписание о доступе кандидатов к эфиру, ведь законы четко регламентируют доступ кандидатов к эфиру.

Однако, суть предложений в том что государство де-юре будет иметь меньше шансов как то вмешиваться в текущую деятельность. Вместе с тем, крупнейшим донором по финансированию будет правительство Кыргызстана, следовательно есть смысл создать некий фонд поддержки общественного телевидения который будет распределять гранты, финансирование и отчасти он будет обособлен от правительственных структур.

Де-факто так и происходит. Другое дело, что это не устранено, как говорится, «на бумаге». Думаю к этому можно будет прийти, это удовлетворит и всех партнеров и доноров. Появится неплохая возможность функционировать в рамках правового поля, что и происходит во всех практически странах.

К примеру, если взять опыт России, то финансирование ОТР (Общественного Телевидения России) идет из Кремля, но там совершенно иная ситуация. Там не существует других спонсоров и доноров, нет никакого сотрудничества международных организаций с ОТР. Поэтому когда говорят что Общественное Телевидение России – проект Кремля – я согласен.

К счастью, в Кыргызстане ситуация иная. Здесь очень хорошо развиты общественные институты, тут никто и не пытается «дурить головы» чем то другим. Будем надеется что все сложится.

Есть ли в Новой Концепции механизмы для сохранения… некой гарантии объективности журналистов?

Информационные программы, как правило, жестко регламентированы, там прописаны положения по корпоративной, редакционной политике, есть Кодекс журналиста которого придерживаются «новостники» и самое главное есть четкие установки от руководства.

Заставить людей выражать свое мнение или не выражать его в рамках данной системы достаточно сложно. Очевидно что попытки «назидать» «воспитывать» аудиторию, они будут периодически встречаться, но это такое вот наследство советского времени. От него, мировые СМИ, как мы видим, уходят.

Но я бы сказал так – многое зависит от главного редактора, и там может в зависимости от его/ее предпочтений, что то промелькнуть (в эфире). Многое зависит от персоналий, ведь журналистика на этом и построена, чем ярче личность – тем она и больше привлекает аудиторию.

Есть достаточно успешные примеры из стран бывшего «коммунистического лагеря», где бывший государственный рупор становился успешным общественным телерадиовещателем. Насколько высока вероятность того что подобное случится здесь в Кыргызстане?

Я достаточно хорошо знаю польские СМИ. К примеру, Польское агентство печати – второе по численности, после ИТАР-ТАСС, оно стало общественным и переход был непростым. Однако это произошло.

Подобное случилось и в других странах бывшего социалистического лагеря, к примеру Чехии и Словакии. Общественное телевидение там достаточно независимо от государственного мнения.

В США, где я проработал в Аннаполисе, как вы знаете нет государственного телеканала, но есть общественное . Однако оно, на мой взгляд, скучнее чем то что делает коммерческое ТВ. Видимо вопрос в свободе самого общества, а не отдельно взятого телерадиовещателя. В США коммерческие телеканалы сами стоят на страже общества, и не необходимости создавать такие общественные институты.

Но есть в мире псевдо-демократии, где напротив подобные институты, общественное ТВ создано «для галочки». Такие примеры тоже есть

Кыргызстане же в этом процессе имеет удивительное телевидение. Нонсенс который мы сейчас устраняем заключается в следующем – ОТРК это государственное учреждение в функции которого входит общественное вещание, при этом с элементами коммерческого вещания (то есть задача – еще и денег зарабатывать).

Однако, в процессе реорганизации, который займет не один год – до 2018 года, нам удастся совершить очень плавный переход от государственной формы управления общественным телевидением к некоммерческой, неправительственной организации и управлению. Если этот процесс не прервется, нас ждет очень интересное ТВ которое рассчитано на очень широкий круг людей с очень интересными ходами по привлечению, в том числе, и молодежной и детской аудитории, людей которые интересуются искусством и культурой, которые живут не только в крупных городах. Кстати говоря, ОРТК успешен именно в сельской местности, и стоит задача по привлечению городских жителей к экрану. Этот процесс уже идет, и он уже очень заметен как раз в новостях.

 

 

 

 

Поделиться