Пять трендов новых медиа – 2018

27 февраля 18

Авторы обзора развития медиа в ближайшей перспективе выделяют пять трендов: развитие естественных интерфейсов, социальное программирование, борьба платформ за авторов, машинное обучение и умные алгоритмы.

Представляем свежую публикацию российских авторов Макса Корнева, Евгения Кулакова, Камиллы Нигматуллиной и Всеволода Пули с telegra.ph-канала.

Кстати, Всеволод Пуля приглашен в Бишкек в качестве спикера на предстоящий в апреле Индустриальный медиафорум.

Сокращенный вариант публикации приводим ниже:

Наши прогнозы на год в этот раз компактны и наполнены некоторыми противоречиями, к которым, впрочем, скатывается любая дискуссия о журналистике сегодня. Станут алгоритмы спасением медиа или похоронят их? Как выживут сами платформы, если убьют своих авторов? Можем ли мы доверять искусственному интеллекту? Никто не знает точного ответа на эти вопросы, но взрывы бомб от войны Фейсбука с издателями раздаются все ближе, поэтому отвечать на них придется уже скоро. И не всегда правильный ответ окажется приятным.

Развитие естественных интерфейсов

Естественные интерфейсы подразумевают простую и привычную среду для взаимодействия с чем-либо. Их цель – эффективное и незаметное посредничество в общении между людьми. Среди разных форматов общения в 2018 году на первое место выходят разговорные форматы: диалоговые интерфейсы, голосовые помощники, «умные» колонки.

Редакционные медиа в этой ситуации снова, как и с соцсетями, рискуют оказаться в зависимом положении, оставшись лишь одними из поставщиков контента в чужие экосистемы. Разделы подкастов есть у The Guardian и The New York Times. На русском языке подкасты как медийный формат активно продвигает «Медуза» и делится своим опытом

Социальное программирование

Призывать гуманитариев учиться программировать – это вчерашний день. Пока будешь познавать азы кодинга, твое рабочее место успеет занять робот.

Тогда чему учиться? Все-таки программированию, но социальному. То есть созданию идей и моделей поведения, которые отвечают на вопрос «Зачем?», с последующим их внедрением в умы людей. И тут на первое место выходят вопросы этики: в чьих руках окажутся эти инструменты и с какими целями они будут применяться?

В СМИ мы все чаще встречаем рассуждения и даже мануалы на темы, как не стать жертвой мелких мошенников или глобальных фейковых новостей, как противостоять пропаганде, как уберечь детей от деструктивных воздействий глобальных коммуникаций. Спрос на это будет только расти, и в интересах медиа — воспитывать опытных потребителей информации и развивать человеческий потенциал своей аудитории.  

В продолжение этого тренда также наблюдается рост интереса к обучению медиаграмотности самих преподавателей, учителей, тренеров. Особенно это актуально при подготовке будущих работников медиаиндустрий. Здесь нужно отметить свежие инициативы, объединяющие десятки медиапрофи: международный проект-сообщество «Медианавигатор» и сборник упражнений «Медиапрактикум».  

Борьба платформ за авторов

Еще недавно мы восхищались идеей освобождения авторства, которая сулила нам пространство безграничного творчества и креативности. Со временем оказалось, что площадок для продвижения интересного контента хоть отбавляй, а перенасыщения хорошими авторами все нет.

Так становятся популярными паблики вроде «Трамваи и анимешные прически». Пишутся пространные руководства для авторов о том, как стать любимцами публики и не угодить в бан. Но никто не говорит о том, что нельзя пробудить в авторе творчество только лишь набором правил и комфортной экосистемой.

Со временем возникнет вопрос «Как выйти из-под натиска платформ и действительно освободить авторство?». Кажется, пришло время думать о том, как выстроить систему социального доверия (или, если угодно, кредита), позволяющую понять, где правда, где оригинальный контент и где стоящий внимания автор. Возможно, выход подскажет следующие два тренда.

Машинное обучение – новая таблетка «от всего»

2018 год начался с войны платформы и создателей контента, а именно Фейсбука и издателей. Анонсированное Марком Цукербергом изменение алгоритмов выдачи в соцсети фактически означает спад трафика оттуда на 20%, и это в среднем. Так что усилия множества СМИ по адаптации к существующим правилам игры, инвестиции в производство видео можно считать в определенной степени лишними.

Наступает время СМИ, которые живут во всех соцсетях, чьи материалы отлично просматриваются на любом устройстве, разные части которого работают на разную публику, на любых платформах, в любом контексте.

И для создания такого медиа, конечно, нужен искусственный интеллект: вручную такие вещи не делаются.

Зато новые кросс-платформенные СМИ – их еще можно назвать liquid media – просачиваются, как жидкость, в обход блокировок авторитарных государств и сквозь неплотности информационного кокона отдельного человека.

Пользователь прекрасно узнает бренд, ежедневно просматривает пару его материалов, хотя, возможно, ни разу в жизни не побывал на его домашнем ресурсе (и даже не интересуется, существует ли такой в природе). 

Есть ли сайт у канала «Настоящее время»? Да кого это волнует, ведь есть FB, ВК, YouTube, Instagram.

Такая всеядность подкашивает старых динозавров, которые не успели приспособиться, и дает новые – гораздо более равные – возможности для начинающих и малоизвестных СМИ.

Алгоритмы станут достаточно «умными», чтобы не задумываться о них

Несмотря на то что война платформ и издателей из-за алгоритмов — явление новое, есть шанс, что она может оказаться первой и последней просто потому, что алгоритмы станут достаточно «умными», чтобы не пытаться их сломать, хакнуть, обмануть, а просто делать то, что у тебя получается лучше всего. Для журналистов это «что-то» сводится к простой формуле — «рассказывать истории». А там уж элементы искусственного интеллекта решат, кому и как этот контент лучше доставить.

А полный вариант смотрите по ссылке на источник:

http://telegra.ph

Поделиться