Проведен анализ законодательной базы, регулирующей деятельность ОТРК

11 июня 13

6 июня  на встрече членов Наблюдательного Совета (НС) ОТРК  были презентованы итоги технического аудита и анализа законодательной базы, регулирующей деятельность ОТРК.  Данные работы проводились в рамках проекта Интерньюс по поддержке общественного вещания. На встрече присутствовали члены НС ОТРК и руководство ОТРК.

Результаты анализа внутренних и внешних нормативно-правовых актов (НПА) ОТРК представили юристы Динар Турдумалиева и Жаныбек Айткулов.

По словам Динар Турдумалиевой, наличие большого количества правовых коллизий (расхождений или противоречий между нормативно-правовыми актами) отрицательно сказывается на нормативном регулировании деятельности ОТРК. Это несет в себе риски неоднозначного понимания статуса ОТРК и его независимости, поскольку позволяет произвольно использовать ту или иную норму в угоду ситуационным потребностям.

«Закон об ОТРК определяет правовой статус ОТРК как государственная телерадиовещательная организация, имеющая статус общественного телерадиовещания (ст. 4). Однако Закон КР «О телерадиовещании» устанавливает, что государственные и общественные ТРВ являются двумя различными формами организации ТРВ (статьи 3, 10 и 13)», — объясняет юрист.

Поскольку Закон об ОТРК признает общественного вещателя государственной организацией, деятельность канала существенно регламентируется решениями Правительства в части:
— квалификационных требований для работников организаций системы ОТРК;
— установления предельной штатной численности персонала;
— условий оплаты труда, включая вопросы материального поощрения;
— определения размеров и структуры расходов на служебные командировки, коммунальные и транспортные услуги, а также услуги связи.

Также отмечается, что в правовой базе ОТРК есть существенные недоработки и противоречия между НПА:

— НС предоставлены права, но не установлены обязанности и ответственность. Члены НС исполняют свои функции на безвозмездной основе, что не позволяет  повысить профессиональный уровень управления. В Уставе ОТРК отсутствует норма, определяющая, что Наблюдательный совет является высшим органом управления;

— Генеральный директор ОТРК избирается НС на 5 лет и подотчетен НС. Но отсуствует положение о выборах генерального директора (внутренний акт), процедуры законодательно не регламентированы, не прописаны квалификационные требования к кандидатам на должность и процедуры отставки Генерального директора. Индикаторы оценки деятельности Генерального директора также не разработаны;

— Согласно закону финансирование ОТРК осуществляется из средств республиканского бюджета, но объем гарантированного финансирования не указан. Несмотря на наличие утвержденного бюджета, при выделении средств зачастую происходят перебои со стороны Министерства финансов, что негативно отражается на производственном цикле ОРТК;

— Все техническое и производственное имущество в ОТРК является государственной собственностью,  и ОТРК  не имеет права  использовать и управлять ими самостоятельно.

— ОТРК, как государственная организация, обязана закупать услуги Республиканского радиотелецентра  и студии «Кыргызтелефильм» посредством тендерных процедур согласно Закона КР «О государственных закупках», несмотря на то, что данные учреждения являются структурными единицами ОТРК;

— Законодательно не предусмотрены механизмы предоставления эфирного времени органам государственной власти.

Члены НС  приняли решение  обсудить на очередном заседании эти и другие расхождения и предложить свои рекомендации по результатам анализа существующей законодательной базе ОТРК.

Данный анализ проведен по предыдущему закону об ОТРК.

Поделиться