176 организаций в Кыргызстане требуют не поддерживать дискриминационный законопроект о НПО

18 июня 20
Парламент Кыргызстана 17 июня принял в первом чтении законопроект, касающийся деятельности НПО и НКО в стране. Фото пресс-службы ЖК

 

 

Представители НКО-сектора Кыргызстана подписались под требованием не поддерживать законодательную инициативу депутатов Жогорку Кенеша, касающуюся отчетности неправительственных организаций.

Инициированный депутатами (Б.Райымкуловым, У.Кыдыралиевым, У.Примовым, Ж.Мусабековой, Б.Турусбековым, М.Маматалиевым, Е.Строковой, А.Исмаиловой) 6 февраля 2020 года проект закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты КР (законы «О некоммерческих организациях», «О государственной регистрации юридических лиц, филиалов (представительств)»)» вызвал широкую общественную дискуссию.

Было множество выступлений против принятия поправок и экспертных заключений о негативных последствиях для неправительственного сектора страны.

Законопроект устанавливает дискриминационные дополнительные и обременительные требования к отчетности для четырех типов некоммерческих организаций (НКО) – общественных фондов, общественных объединений, объединений юридических лиц и частных учреждений:

  • НКО (за исключением государственных и муниципальных учреждений), осуществляющие деятельность за счет материальных и денежных средств, предоставленных на безвозмездной основе, ежегодно до 1 апреля размещают на сайте уполномоченного налогового органа сводную информацию за предыдущий год об источниках формирования денежных средств, направлениях их расходования, а также сведения о приобретенном, используемом и отчуждаемом имуществе;
  • форма и порядок размещения информации (в нарушение ч. 2 ст. 20 Конституции) определяет правительство.

Налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о принудительной ликвидации юридического лица в случае непредоставления им отчетов в налоговый орган в течение одного года.

 

В заявлении отмечается:

Законопроект создает барьеры и ограничения для НКО, которые параллельно не применяются в регулировании деятельности других форм некоммерческих организаций, таких как религиозные организации, политические партии, профсоюзы, а также деятельности коммерческих организаций.

Из перечня НКО, на которых возлагается дискриминационная норма по дополнительной отчетности в ГНС, исключены государственные и муниципальные учреждения, которые также регулируются Законом «О некоммерческих организациях».

В соответствии с международной практикой правовое регулирование деятельности НКО должно быть аналогично правовому регулированию деятельности коммерческих организаций.

Инициаторы ссылаются на примеры публичной отчетности НКО в других государствах, не указывая на очень важную деталь, что публичная отчетность связана напрямую с предоставлением льготного налогообложения и государственного финансирования. Так, Казахстан выделяет на предоставление услуг неправительственными организациями ежегодно более 35 миллионов долларов США. В России некоммерческим организациям для оказания социальных услуг выделяется более 85 миллионов долларов США в год.

Данный законопроект, который с упорством продвигают инициаторы, противоречит инициативам президента КР в направлении развития институтов гражданского общества в республике, что нашло отражение в Национальной стратегии устойчивого развития 2018-2040 годов.

Истинная цель депутатов-инициаторов – это дискредитировать и демонизировать те организации, которые выступают против несправедливых законов и государственных практик, бросают вызов коррупции, требуют справедливости, равноправия, достойного обращения и свободы. Все обвинения в адрес НКО со стороны инициаторов законопроекта не только необоснованные и надуманные, но и являются намеренным введением в заблуждение, учитывая то, что за все годы независимости Кыргызстана не было ни одного факта использования НКО во вред государству.

Мы, лидеры и активисты общественных организаций республики, выражаем решительный протест против развязанной инициаторами кампании по дискредитации деятельности неправительственного сектора и голословных обвинений. Мы твердо убеждены, что организации, представляющие угрозу национальной безопасности, должны выявляться по факту нарушения Конституции и соответствующего ей законодательства КР, а не путем установления бюрократических барьеров и тотальных проверок законопослушных НКО.

Законопроект пронизан идеей о том, что «иностранная помощь для НКО – это дестабилизирующая сила, угрожающая Кыргызстану».

Однако самая большая часть иностранной помощи стране предоставляется через государственные органы. Так, с момента обретения независимости наше государство получило иностранной помощи более чем на 9 миллиардов долларов США, из которых 70% – это кредиты, коэффициент внешнего долга составляет 60% ВВП республики. На сегодня наш долг составляет более 4 миллиардов долларов США.

Мы заявляем, что деятельность НКО находится в строгом соответствии с законодательством КР и продиктована интересами защиты прав человека и построения демократического правового государства, целями, установленными Конституцией нашей республики.

Настойчивое продвижение дискриминационного закона о дополнительной искусственной отчетности, вызывающего неприятие как самих НКО, так и обоснованную критику международных экспертов за значительные отступления от признанных стандартов в области прав граждан на объединение, несомненно, окажет крайне негативное влияние на демократическое развитие страны.

Мы полагаем, что данный законопроект несет в себе угрозу безопасности нашему государству, так как противоречит Конституции. Условия для развития гражданского общества создавались в нашей республике на протяжении 25 лет: совершенствовались законодательство, механизмы участия граждан в процессе принятия решений, принимались государственные программы поддержки, налаживалось социальное партнерство. Принятие же законопроекта приведет к свертыванию деятельности большинства НКО, нанесет значительный ущерб интересам населения и государства, а также подорвет имидж Кыргызстана на международной арене как демократической страны.

Осознавая свою ответственность, учитывая дискриминационный характер законопроекта, его противоречие Конституции и международным обязательствам КР, а также негативные последствия для общества, в случае его принятия мы призываем не поддерживать проект.

 

Полный текст и список подписавшихся смотрите здесь.

 

Материалы по теме:

Инициативы депутатов парламента КР: плагиат, манипуляция, контроль над СМИ и НПО

Фото пресс-службы ЖК

Поделиться