Дата-журналистика. Советы начинающим от опытного ментора

 

Андрей Дорожный, тренер, дата-журналист и специалист по визуализации, дал  три совета начинающим и рассказал про пять основных ошибок, которые совершают юные создатели инфографики:

 

Три совета начинающим дата-журналистам:

 

  1. Будьте любопытными. Основная функция журналистов – наблюдать и быть любопытным, пытаться узнать все и про все. Идете по улице, заметили плохую дорогу или как-то стремно посаженный кустарник. Присмотритесь, где можно найти для этого данные, как можно рассказать читателям про это. Или в вашем городе случилась огромная автопробка, и вы начинаете изучать, почему это произошло, какие машины в нее попали, какие люди опоздали и т. д. Это такой лайфстайл: вы всегда находитесь в состоянии поиска историй. Это приятный вайп в жизни.
  2. Проверяйте все источники своих данных. Нам важно пользоваться качественными данными, только тогда мы сможем завоевать доверие читателя, чтобы он прочитал не только одну нашу историю, а потом читал все наши материалы.
  3. Прокачивайтесь технически. Дата-журналист не только пишет, но еще имеет технические навыки. Умейте работать с фотографией, видео, монтировать его на вашем мобильном телефоне, работайте с базовыми навыками аналитики и визуализации. Все это поможет вам выдержать конкуренцию. Сейчас тексты пишут и роботы. И нам важно уметь разными способами рассказывать истории. Не только текстом можно рассказывать историю, но и при помощи фото, видео, графики. Нам важно, чтобы мы достучались до своего читателя и наша история была донесена до максимального числа аудитории.

 

Пять типичных ошибок при работе с визуализацией:

 

  1. Первое, это когда мы сами не знаем, что хотим визуализировать. Суть визуализации состоит в том, что мы для начала выбираем то сообщение, которое мы хотим визуализировать, а потом переводим его на визуальный язык. Визуальный язык, как и любой другой язык, пусть английский, французский…, если вы сами не знаете, что сказать, то у вас точно не получится.

 

2. Вторая ошибка – это когда мы делаем интерактивную графику ради интерактива. Важно понимать, что люди в интернете не любят нажимать или выбирать какие-то фильтры. Они хотят открыть, и если раньше только скроллить, то сейчас скроллить и свайпить. Если можно обойтись без интерактива, лучше сделайте статичную картинку, она хорошо заходит в социальных сетях и на сайте, и делать ее гораздо дешевле, чем интерактив.

3. Третья частая ошибка в том, что выбирается неверный вид визуализации. Есть определенные правила выбора визуализации, есть чарт-тюнеры – это такие сайты, где вы можете посмотреть, какую графику выбрать правильно: www.chartjs.org

Есть такой сайт: datavizcatalogue.com Там есть много видов графики, там есть много языков, есть английский и русский. Вы можете зайти и выбрать ту графику, которая наиболее хорошо передает то, что вы хотите сказать своему читателю.

 

  1. Еще одна ошибка, с которой мы часто сталкиваемся, – это когда мы, например, даем столбиковую диаграмму, график строим не от нуля. Иногда хочется подрезать, чтобы наша графика была более красивой, возможно, чтобы лучше были видны какие-то цифры. Важно сказать, что любые столбиковые визуализации надо выстраивать от нуля, это такое золотое правило.

 

5. И завершающий совет по визуализации данных: грамотно используйте цвет. Цвет у нас используется не для красоты. В визуализации цвет – такая же часть проектирования. Есть три основных случая, когда мы используем цвет, это категорийная шкала: собаки, кошки, рыбки… Или у нас есть страны: Кыргызстан, Казахстан, Узбекистан. Мы выбираем те цвета, которые соответствуют этим государствам.

Лучше выбирать не более трех-пяти цветов, потому что человек больше не воспринимает. Второе – мы используем цвет для обозначения количественных данных: чем темнее цвет на карте, тем больше показатель, так наш глаз работает и считывает. И третье: мы используем цвет для акцента. К примеру, у нас есть рейтинг стран, мы хотим подчеркнуть ту, которая нам важна, к примеру, Кыргызстан. Тем самым мы управляем вниманием читателя с помощью цвета, и он сразу видит то, что важно в вашей визуализации.

 

Скриншоты: datavizcatalogue.com

Поделиться