Facebook удалил сотни фейковых аккаунтов из Кыргызстана

Компания Facebook в декабре 2020 года удалила сотни профилей в сегменте Кыргызстана, с которых в период выборов скоординированно шла манипуляция общественным мнением. Об этом сообщается в отчете компании.

   Коллаж из скринов фейковых аккаунтов на FB

 

В деактивации фейковых аккаунтов приняли участие сотрудники редакции kloop.kg и Института медиа полиси.

 

Деятельность этой сети, ориентированной на внутреннюю аудиторию, была организована в КР и фокусировалась в основном на комментариях к их новостям, а также на сообщениях политической партии и популярных новостных страницах.

 

  1. Facebook удалил 193 аккаунта, 246 страниц, 50 групп и 30 аккаунтов в Instagram за нарушение политики компании против скоординированного неискреннего поведения. Эта сеть использовала фейковые аккаунты (многие из них были определены и отключены автоматизированной системой компании), которые комментировали, писали в группах, управляли страницами. Они также открыто предлагали услуги SMM.

 

Эта сеть первоначально активизировалась в 2017 году, когда в республике проходили президентские выборы. Они постили в основном на кыргызском, но также на русском языках, и фокусировались на продвижении президентской кампании 2017-го Сооронбая Жээнбекова, параллельно критикуя его оппонентов. Расследование компании выявило связь организаторов  этой сети с лицами в Кыргызстане, имеющими опыт медиаконсалтинга.

 

Присутствие в Facebook и Instagram: 193 Facebook-аккаунтов, 246 страниц, 50 групп и 30 аккаунтов в Instagram.

 

Фолловеры: около 85 000 аккаунтов являются подписчиками одной или более этих страниц, почти 39 000  аккаунтов присоединились, по крайней мере, к одной из этих групп и около 27 000 человек фолловят один или более из Instagram-аккаунтов.

 

Реклама: менее чем $4 800 было израсходовано на рекламу в Facebook и Instagram.

 

  1. Facebook удалил 92 аккаунта в своей сети, 4 страницы, 11 групп и 30 аккаунтов в Instagram за нарушение этической политики компании. Эта сеть использовала фейковые аккаунты (многие из них были определены и отключены автоматизированной системой компании), которые писали в группах, управляли страницами и ставили отметку «нравится» в целях продвижения определенного контента.

 

Основная активность была сосредоточена вокруг контента и постов со страниц партии «Мекеним Кыргызстан» и страниц популярных в стране новостных сайтов («Клооп», «Азаттык», «Кактус» и АКИpress).

 

Фейковые аккаунты в основном писали комментарии, осуждающие репортажи, содержащие критику о семье политика Матраимова или политической партии «Мекеним Кыргызстан», при этом соглашались с негативными статьями об оппонентах политорганизации. Они писали на кыргызском и русском языках на тему местных новостей и текущих событий, включая выборы, в период между 2017 и 2020 годами.

 

Одна группа в этой сети писала в основном в поддержку партии «Мекеним Кыргызстан» и критиковала их политических оппонентов. Другая группа постила новости о политических событиях в республике, в частности о скандале вокруг местного интернет-провайдера «Акнет», на тему выборов в 2020 и 2021 годах, о различных обвинениях в коррупции, позитивные комментарии о семье Матраимовых  и критические комментарии в отношении предыдущего президента Алмазбека Атамбаева.

 

Присутствие в Facebook и Instagram: 92 Facebook-аккаунта, 4 страницы, 11 групп и 30 аккаунтов в Instagram.

 

Фолловеры: около 1 000 аккаунтов являются подписчиками одной или более этих страниц, почти 1,9 тысячи аккаунтов присоединились, по крайней мере, к одной из этих групп и около 20,7 тысячи человек фолловят один или более из Instagram-аккаунтов.

 

Реклама: менее чем $4 500 было израсходовано на рекламу в Facebook и Instagram.

 

  1. Facebook удалил 121 аккаунт в своей сети, 46 страниц, 7 групп и 41 аккаунт в Instagram за нарушение этической политики компании. Эта сеть использовала фейковые аккаунты (многие из них были определены и отключены автоматизированной системой компании), которые управляли поддельными страницами под видом реальных новостных сайтов, писали в группах и комментировали контент других людей.

 

В этой сети некоторые страницы поддерживали определенных политиков, в то время как другие страницы позиционировали себя критиками тех же самых политиков. Такая активность (одновременная игра за разные стороны политических дебатов) была во время парламентских выборов 2020 года и досрочных президентских выборов 2021-го. Эта сеть сообщала в основном на кыргызском языке, но также на русском, давая политические и актуальные новости в Кыргызстане, включая октябрьские выборы 2020 года, комментарии в поддержку Садыра Жапарова и бывшего президента Алмазбека Атамбаева, а также критику в отношении обоих политиков.

 

Расследование Facebook выявило связи с лицами, имеющими опыт работы в СМИ и правительстве, а также с медиакомпанией под названием «Медиацентр».

Присутствие в Facebook и Instagram: 121 аккаунт на Facebook, 46 страниц, 7 групп и 41 аккаунт в Instagram.

Фолловеры: около 31 000 аккаунтов являются подписчиками одной или более этих страниц, почти 11 000 аккаунтов присоединились, по крайней мере, к одной из этих групп и около 8,8 тысячи человек фолловят один или более из Instagram-аккаунтов.

 

Реклама: менее чем $1 250 было израсходовано на рекламу в Facebook и Instagram.

 

Публикации по теме:

Расследование kloop.kg о фабриках троллей и фейковых аккаунтах в сетях

 

 

Полный текст отчета на английском языке по ссылке:

about.fb.com


Поделиться