ИМП проанализировал пакет законопроектов, предложенный ГКНБ

Институт медиа полиси сделал анализ предлагаемых ГКНБ КР проектов поправок в ряд законов.

 

Госкомитет нацбезопасности Кыргызстана 31 марта 2020 года на общественное обсуждение внес единый пакет законопроектов:

 

Проект закона «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс КР» и проект закона «О противодействии терроризму».

 

Как следует из справки-обоснования, цель предлагаемых поправок в законопроекте «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс КР» (ГПК КР – обеспечение гармонизации нормативных правовых актов Кыргызской Республики в сфере противодействия терроризму).

 

24 апреля этого года во время Skype-конференции по обсуждению проекта закона представитель Генеральной прокуратуры КР Азизбек Шукурбеков озвучил позицию главного надзорного органа по данному вопросу. Он заявил о недопустимости признания организации экстремистской или террористической в упрощенном порядке и о необходимости рассмотрения таких дел в исковом производстве (в общем порядке).

 

ИМП поддерживает данную позицию представителя Генпрокуратуры по причине неконституционности и необоснованности предлагаемой нормы.

 

Ускоренное рассмотрение (три-пять дней) дела о признании организации экстремистской или террористической не дает возможности защитить права и законные интересы СМИ.

 

Такой короткий срок не дает возможности определить, занимается ли организация экстремистской деятельностью постоянно, подтверждаются ли эти обстоятельства экспертными заключениями, филологической, лингвистической, политической экспертизами?

ИМП предлагает отозвать проект закона «О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс КР».

 

Также юристы просят исключить редакцию части 4 статьи 16 этого проекта закона, предусматривающую, что заявление о признании организации террористической и запрете ее деятельности на территории КР направляется в суд Генеральной прокуратурой по представлению материалов государственными органами, осуществляющими противодействие терроризму.

 

Почему?

— Предлагаемый законопроект противоречит заявленной концепции проекта.

— Законопроект возлагает на СМИ не свойственные им функции и противоречит нормам Конституции КР.

— Законопроект допускает принудительное закрытие организации, в том числе СМИ, в ускоренном порядке.

— Законопроект лишает права собственности учредителей СМИ.

— Законопроект противоречит положениям Закона «О противодействии экстремистской деятельности».

Данный законопроект вносится правительством КР в Жогорку Кенеш в условиях режимов чрезвычайного положения и чрезвычайной ситуации с просьбой о рассмотрении во внеочередном порядке как неотложный.

При этом в справке-обосновании отсутствует объяснение, по какой причине этот законопроект необходимо рассмотреть и принять в столь чрезвычайном порядке в то время, когда главной и реальной угрозой для безопасности населения и страны сейчас является пандемия коронавируса, к которой этот проект закона никакого отношения не имеет.

Вызывает обеспокоенность, что в условиях чрезвычайного положения из-за объявленной пандемии о надлежащей организации общественного обсуждения и обязательных для этой категории законопроектов парламентских слушаний не может быть речи.

Очевидно, что данная инициатива не отвечает насущным и реальным потребностям населения, таким как обеспечение бесперебойной выплаты пенсий, заработной платы бюджетным работникам, установление компенсации лицам, задействованным в борьбе с эпидемией, оказание социальной поддержки малоимущим семьям, правовое урегулирование вопросов поддержки малого и среднего бизнеса и др.

 

 

Подробный анализ (ссылка) к проекту закона «О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс КР», подготовленный общественным фондом «Институт медиа полиси».

 

Поделиться