ИМП: работа журналистов в режиме ЧС

Институт медиа полиси подготовил для журналистского сообщества КР важные ссылки на законодательные нормы по чрезвычайной ситуации.

 

Прежде чем информировать население, журналисты должны знать о своих правах и обязанностях, а также об особенностях освещения в условиях ЧС.

 

 

 

 

 

Работа журналистов в режиме чрезвычайной ситуации

 

21 марта 2020 года в соответствии с предложением Совета безопасности Кыргызстана правительство ввело на территории страны режим чрезвычайной ситуации с 22 марта сроком на один месяц.

 

 

Деятельность журналистов и СМИ регулируется следующими нормативно-правовыми актами:

 

  1. Конституционный закон «О чрезвычайном положении» от 1998 года № 135.
  2. Закон «О гражданской защите» от 2018 года № 54.
  3. Закон «О телевидении и радиовещании» от 2008 года № 106.
  4. Закон «О средствах массовой информации» от 1992 года № 938-XII.
  5. Закон «О защите профессиональной деятельности журналиста» от 1997 года № 88.
  6. Постановление правительства «Об утверждении Классификации чрезвычайных ситуаций и критериев их оценки в КР» от 2018 года № 550.

 

 

  1. Особенности введения режима чрезвычайной ситуации

 

Чрезвычайная ситуация – обстановка, сложившаяся на определенной территории Кыргызской Республики в результате опасного природного или техногенного явления, аварии, катастрофы, стихийного или иного бедствия, воздействия современных средств поражения, которые могут повлечь или повлекли человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

 

                                               (П. 4 ст. 2 Закона «О гражданской защите»)

 

Деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления при чрезвычайной ситуации должна подчиняться принципу информационной открытости.

 

Население имеет право быть информированным о риске, которому может подвергнуться в определенных местах пребывания на территории Кыргызской Республики, и о мерах необходимой безопасности (п. 5 ч. 1 ст. 12 Закона «О гражданской защите»).

Помимо воды и продуктов питания, к первоочередным потребностям граждан в зоне чрезвычайной ситуации отнесено и информационное обеспечение (п. 18 ст. 2 Закона «О гражданской защите»).

 

Задачей войск и подразделений гражданской защиты является участие в обеспечении пострадавшего населения средствами первоочередного жизнеобеспечения (п. 7 ч. 2 ст. 16 Закона «О гражданской защите»).

 

Органы местного самоуправления осуществляют информирование и обучение населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях во взаимодействии с уполномоченным государственным органом в области гражданской защиты (п. 8 ч. 2 ст. 10 Закона «О гражданской защите»).

 

В зависимости от степени причинения вреда здоровью предусмотрена ответственность должностных лиц государственного органа, органа местного самоуправления, государственного или муниципального учреждения за сокрытие или искажение информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо окружающей среды.

 

Так, согласно ст. 128 Кодекса о проступках, за сокрытие или искажение информации об обстоятельствах, создающих опасность для здоровья людей, причинившее по неосторожности менее тяжкий вред здоровью, наказывают в виде штрафа до 60 000 сомов с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

 

То же деяние, причинившее по неосторожности тяжкий вред, в соответствии со ст. 281 Уголовного кодекса наказывается штрафом до 300 000 сомов или лишением свободы от двух лет и шести месяцев до пяти лет с лишением права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет.

 

  1. Деятельность журналистов в условиях чрезвычайной ситуации

 

Важно отметить, что не может быть ограничен доступ журналиста к информации, представляющей общественный интерес, затрагивающей права, свободы и законные интересы граждан. Цензура в сфере массовой информации не допускается.

 

Государство гарантирует журналисту свободное получение и распространение информации, обеспечивает его защиту при осуществлении им профессиональной деятельности. Никто не имеет права требовать от журналиста предварительного согласования сообщения и материалов, а также изменения текста или полностью снятия с печати (эфира) материала или сообщения (ст. 4 Закона «О защите профессиональной деятельности журналиста»).

 

Вместе с тем не допускается использование прав журналиста в целях сокрытия или фальсификации общественно значимых сведений, распространения слухов под видом достоверных сообщений (ст. 6 Закона «О защите профессиональной деятельности журналиста»).

 

При осуществлении профессиональной деятельности журналист обязан проверять достоверность подготавливаемых материалов и сообщений, а также предоставлять объективную информацию (ст. 7 Закона «О защите профессиональной деятельности журналиста», ст. 20 Закона «О средствах массовой информации»).

 

По предъявлению удостоверения журналист имеет право присутствовать в районах стихийных бедствий (ст. 20 Закона «О СМИ», ст. 5 Закона «О защите профессиональной деятельности журналиста»).

 

В соответствии с положениями Закона «О гражданской защите» на журналистов также распространяются общие ограничения, распространяющиеся на всех лиц:

 

1) принимать заблаговременные меры по обеспечению собственной безопасности в случае угрозы чрезвычайной ситуации;

2) соблюдать меры безопасности в повседневной деятельности, не допускать нарушений, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;

3) изучать способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой медицинской помощи, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты;

4) оказывать содействие органам государственной власти и организациям в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

5) информировать соответствующие органы управления гражданской защиты об угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций.

 

  1. Особенности телерадиовещания при режиме чрезвычайной ситуации

 

Оперативные информационные сообщения о чрезвычайных ситуациях сопровождаются сурдологическим переводом (языком жестов) либо субтитрами (ч. 2 ст. 8-1 Закона «О телевидении и радиовещании»).

 

Основными задачами государственных телерадиоорганизаций являются оперативное информирование телезрителей и радиослушателей об общественно-политических и других событиях в Кыргызстане и за рубежом, чрезвычайных событиях и ситуациях, представляющих угрозу жизни либо здоровью населения, обнародование официальных сообщений, разъяснение решений государственных органов и органов местного самоуправления (п. 1 ч. 3 ст. 10 Закона «О телевидении и радиовещании»).

 

Телерадиоорганизации, независимо от форм собственности, обязаны бесплатно обнародовать сообщения о чрезвычайных ситуациях. Право на использование телевидения и радиовещания в этих целях принадлежит органам власти и должностным лицам, уполномоченным принимать решения в условиях чрезвычайных ситуаций (ч. 2 ст. 29 Закона «О телевидении и радиовещании»). За нарушение требований законодательства о телевидении и радиовещании предусмотрен штраф до 23 000 сомов (ст. 278 Кодекса о нарушениях).

 

  1. Ответственность

 

За несоблюдение требований законодательства о СМИ журналисты и средства массовой информации несут ответственность в соответствии с законодательством.

 

Рекомендации Комитета по защите журналистов (CPJ) для журналистов, освещающих COVID-19, читайте по ссылке:

Важные рекомендации для журналистов, освещающих COVID-19

Источник: media.kg

Поделиться