Инициативы депутатов парламента КР: плагиат, манипуляция, контроль над СМИ и НПО

 

Депутаты Жогорку Кенеша действующего созыва под конец срока показывают  законотворческую активность и форсируют принятие нескольких законопроектов, которые, по оценкам независимых экспертов, нацелены на ограничение деятельности НПО, работающих в сфере защиты прав человека, свободы слова и СМИ.

 

Также поправки затронут те неправительственные организации, которые занимаются мониторингом выборов, заявляют о нарушениях прав женщин, детей, стариков, врачей, военнослужащих. Эксперты считают, что таким образом нардепы хотят зачистить информационное пространство, ослабить силу гражданского контроля и независимых СМИ перед предстоящими осенью 2020 года выборами в парламент.

Недавно мы сообщали, что в парламенте инициировали законопроект «О манипулировании информацией». Медиасообщество выступило с призывом отозвать его.

 

Законопроект «О манипулировании информацией» предлагает ужесточить контроль за контентом в интернете

 

 

Журналисты-фактчекеры провели работу и обнаружили плагиат в этом проекте.

Подробнее об этом можно прочитать в публикации:

Манипуляции и плагиат в законопроекте Гульшат Асылбаевой «О манипулировании информацией»

 

В этой публикации делается вывод: 

— В справке-обосновании есть стилистические и логические ошибки.

— Сам законопроект «О манипулировании информацией» является рерайтом статей Федерального закона России «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», он на 64% совпадает с законопроектом, который был предложен в марте 2017 года в Жогорку Кенеш.

— Справка-обоснование к законопроекту «О манипулировании информацией» содержит информацию манипулятивного характера.

 

На днях стало известно, что более представительная группа парламентариев, включая Гульшат Асылбаеву, Асылбека Жээнбекова и еще 24 депутата, инициировала законопроект «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью или развитию». Документ зарегистрирован на сайте парламента с 20 мая.

Авторы этой инициативы предлагают защищать детей, которые не достигли 18-летнего возраста, от некоторой информации. Инициаторы законопроекта считают, что дети, не достигшие совершеннолетия, должны потреблять только «безопасную» информацию, которую будет контролировать уполномоченный госорган.

В документе говорится, что вся эта информация должна проходить «госконтроль и экспертизу» для того, чтобы ребенок не получил психологическую травму.

Авторы законопроекта описывают виды информации, которая может причинить вред жизни здоровью ребенка, и предлагают ее запрещать для просмотра детей:

  • побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни или здоровью;
  • способная вызвать у детей желание употребить наркотики, табак, алкоголь, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
  • обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия или жестокости по отношению к людям или животным;
  • отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям или другим членам семьи;
  • оправдывающая противоправное поведение;
  • содержащая нецензурную брань;
  • содержащая данные порнографического характера.

 

Если законопроект одобрят, то весь видео-, аудио- и печатный контент в Кыргызстане будет классифицирован по возрастным ограничением: до 7 лет, старше 7, старше 14 и старше 16.

Создается уполномоченный контролирующий госорган, который перед распространением информации на территории республики должен будет проверить контент и в случае одобрения установить знак с указанием возраста.

 

Журналисты Factcheck.kg изучили этот законопроект и выяснили, что он оказался почти полной копией российского документа. Они проверили проект закона на плагиат через сервис text.ru, предварительно в тексте убрав слова Кыргызская Республика. Практически все статьи имеют схожесть от 86% до 100% с одноименным российским законом. Разница лишь в названии страны и органов государственной власти.

 

Медиаюристы публично высказали свои возражения против предлагаемого законопроекта.

В частности, директор Института медиа полиси Бегаим Усенова заявила:

— Если цель – реально бороться с цифровой неграмотностью и небезопасностью, то мы предлагаем направить свои ресурсы в сторону образования, как школьников, так и в большей степени их родителей, то больше шансов воздействовать на ситуацию и изменить ее к лучшему.

 

Бурную реакцию в обществе вызвали поправки в закон о деятельности НПО, которые в случае принятия значительно ограничивают деятельность некоммерческих организаций.

 

Материалы по теме:

Закон об отчете НПО принят в первом чтении. Депутатов обвинили в нарушениях

Списали у соседа: до 80% таджикских и киргизских законов о терроризме скопированы с российских

 

Эксперты подчеркивают, что принятый законопроект содержит дискриминационные нормы, противоречащие основным демократическим принципам регулирования деятельности НПО.

 

Предлагается установить дополнительные обременительные требования только для части некоммерческих организаций, зарегистрированных как общественный фонд, общественное объединение, объединение юридических лиц или учреждение. Но действующее законодательство уже предусматривает предоставление такими организациями органам налоговой службы, Социального фонда и статистики информации о своей деятельности, включая сведения о финансовом положении, наличии имущества, расходах, численности и составе работников, оплате их труда.

 

Представители сети поясняют, что госорганы располагают широкими возможностями для осуществления контроля за соблюдением НКО требований законов и других нормативных правовых актов. При этом институты государственной власти вправе также принимать соответствующие меры в случае выявления нарушений со стороны НКО.

 

Инициатора документа депутата Бактыбека Райымкулова призывали после принятия в первом чтении отозвать законопроект.

Ряд некоммерческих организаций провел юридический анализ по данному документу и выявил множество правовых норм, не соответствующих Конституции и законодательству республики.

Замечания по этому поводу были направлены на имя народного избранника в качестве официальных письменных предложений в рамках предусмотренной законом процедуры общественного обсуждения. Однако до настоящего времени он не дал ответ ни на одно обращение.

Также в начале этого года депутат Гульшат Асылбаева вынесла на общественное обсуждение законопроект «О внесении изменений в Налоговый кодекс КР». Документ дает право Налоговой службе устанавливать в некоммерческих организациях налоговый пост, то есть осуществлять постоянный контроль за деятельностью, а также запрещает сотрудникам международных проектов и программ работать на основе добровольного патента. Это также коснется услуг фотографов, переводчиков, транспорта и т. д.

 

Это не первая попытка ужесточить контроль за деятельностью некоммерческих организаций в Кыргызстане.

В 2014 году так называемый законопроект об иностранных агентах инициировали депутаты Турсунбай Бакир уулу и Нуркамил Мадалиев. Согласно ему, некоммерческие и неправительственные организации, финансируемые из-за рубежа, приравнивались к «иностранным агентам».

НКО выступили против документа, проводили общественные обсуждения и митинги. Венецианская комиссия Совета Европы, ОБСЕ, Международная федерация за права человека и Международная организация против пыток также призывали не принимать этот законопроект.

В мае 2016-го, после двух лет обсуждений, парламент отклонил инициативу. Но некоторые чиновники и политики периодически поднимают вопрос об ужесточении контроля за неправительственным сектором. А законотворческие предложения депутатов ЖК в большей части идентичны с законами, ранее принятыми в РФ.

 

Обязательные перед вторым и третьим чтением общественные слушания были проведены без участия представителей многих НПО.

 

Как сообщают СМИ, 22 мая в Жогорку Кенеш на слушания смогли попасть только 60 человек, а всех остальных зарегистрировавшихся туда не пустили из-за пандемии коронавируса.

 

Материалы по теме:

Депутаты парламента шестого созыва могут войти в историю как могильщики гражданского сектора. На этой неделе они рассмотрят во втором и третьем чтении поправки…

 

Однако среди активных участников на слушаниях были замечены активисты с  недоброй славой.

 

Журналисты-фактчекеры из «ПолитКлиники» выяснили, что почти все защитники предлагаемых поправок имеют проблемы с законностью либо репутацией.

 

 

Подробнее об этом читайте в публикации:

 

 

 

У каждого погремок на хвосте. Какие организации поддерживают инициативу проверять доходы НПО?

 

 

 

 

 

 

 

Источники: pk.kg, factcheck.kgkloop.kg

Поделиться