Институт медиа полиси: Работа журналистов в режиме ЧП

Юристы Института медиа полиси дали комментарии и ссылки на международные документы, где описываются права и обязанности СМИ и журналистов во время режима чрезвычайного положения.

ИМП отмечает, что в указе президента прописано, что режим ЧП вводится «исключительно в интересах обеспечения защиты жизни и здоровья граждан, их безопасности и общественного порядка, а также в целях предотвращения распространения коронавирусной инфекции на другие территории Кыргызской Республики».

 

 

I. Правовое регулирование режима чрезвычайного положения и деятельности СМИ

 

Основной закон страны не допускает принятия законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина.

 

Ограничение прав и свобод человека и гражданина допускается только на основании Конституции и законов в целях защиты национальной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и свобод других лиц.

 

Однако вводимые ограничения должны быть соразмерными указанным целям (ст. 20 Конституции).

 

Основной закон страны запрещает принятие подзаконных нормативных правовых актов, ограничивающих права и свободы человека и гражданина (ст. 20 Конституции).

 

Чрезвычайное положение в государстве может вводиться только на основании Конституции и конституционных законов (ст. 15 Конституции).

 

Подробнее о режиме ЧП читайте здесь:

Что нужно знать журналистам о режиме чрезвычайного положения

 

 

Юристы ИМП обращают внимание, что комендант местности в том числе устанавливает особый порядок аккредитации журналистов на территории, на которой введено чрезвычайное положение, и порядок их работы (п. 9 ст. 17 Конституционного закона «О чрезвычайном положении»).

 

В законодательстве не предусмотрены критерии (условия) аккредитации журналистов при чрезвычайном положении. Официальной информации со стороны комендатуры в части аккредитации СМИ в настоящее время не было предоставлено. Но процедура и порядок аккредитации не должны противоречить нормам Конституции, законов и международного права.

В дальнейшем при создании инструкций и рекомендаций для работы со СМИ считаем важным комендантам обратить внимание на следующие моменты:

 

  1. Меры, применяемые в чрезвычайном положении, должны быть как можно более узко сформулированы, чтобы не допустить произвольного применения чрезвычайных полномочий. Вмешательство в право не должно быть простой прихотью должностных лиц даже в ситуации чрезвычайного положения. Не должно быть размытых формулировок, четко не определяющих сферу применения закона.

 

В частности, формулировка «нагнетание сложившейся обстановки» в силу своей неконкретности и размытости является неисполнимой. Правила в чрезвычайном положении должны отвечать стандартам ясности и точности, чтобы журналисты могли предвидеть возможные последствия своих действий в рамках чрезвычайного положения.

 

  1. Также вызывает вопрос формулировка «введение контроля за СМИ». В указе не прописано, в чем выражается контроль и как он должен быть осуществлен. Согласно ст. 20 Конституции, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены Конституцией и законами в целях защиты национальной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и свобод других лиц. Вводимые ограничения должны быть соразмерными указанным в Конституции целям.

 

Предоставление коменданту местности права осуществлять контроль за СМИ в условиях, когда пределы контроля не прописаны законодательно, не отвечают конституционным требованиям соблюдения принципа соразмерности и ограничивают конституционное право на свободу мнения, свободу слова и печати.

 

  1. Несмотря на то что вспышка COVID-19 сопровождается массивной «инфодемией», каждый (заболевший, лицо, находящееся в обсервации, на карантине и т. д.) должен иметь возможность посредством СМИ выразить свое мнение, даже негативное, по поводу принимаемых решений в условиях чрезвычайной ситуации и чрезвычайного положения. Более того, ввиду того, что в интернете очень много информации на эту тему, в том числе недостоверной, а это затрудняет поиск надежных источников и рекомендаций, крайне важно, чтобы общество имело доступ к источникам информации с проверенными, основанными на фактах и постоянно обновляемыми сведениями, в том числе о решениях власти.

 

  1. Важно отметить, что не может быть ограничен доступ журналиста к информации, представляющей общественный интерес, затрагивающей права, свободы и законные интересы граждан.Цензура в сфере массовой информации не допускается. Государство гарантирует журналисту свободное получение и распространение информации, обеспечивает его защиту при осуществлении им профессиональной деятельности. Никто не имеет права требовать от журналиста предварительного согласования сообщения и материалов, а также изменения текста или полностью снятия с печати (эфира) материала или сообщения (ст. 4 Закона «О защите профессиональной деятельности журналиста».

 

II. Международное обязательства Кыргызской Республики

Конституция закрепляет, что «вступившие в установленном законом порядке в силу международные договоры, участницей которых является Кыргызская Республика, а также общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы КР».

 

При чрезвычайном положении и действительно существующей угрозе для населения международное право позволяет отступать от некоторых обязательств в соответствии с необходимостью и остротой положения. При этом такие действия не должны противоречить другим обязательствам и допускать какой-либо дискриминации.

 

При применении ограничений государство не должно применять меры, приводящие к большему ограничению прав, чем это необходимо для достижения цели, с которой вводится ограничение. Все меры, принимаемые государством, должны применяться исключительно в той степени, в какой это строго необходимо для устранения угрозы жизни нации, и вводиться на конкретной территории и на определенный срок.

 

Уполномоченные госорганы должны определить необходимость каждого из предлагаемых или принятых ограничений с тем, чтобы устранить конкретную угрозу, вызванную чрезвычайной ситуацией.

 

Каждое ограничение прав и свобод человека должно быть направлено на устранение действительной и неминуемой опасности для здоровья и безопасности населения.

 

В соответствии с международными правовыми обязательствами КР в случае объявления чрезвычайного положения уполномоченный государственный орган, ведающий вопросами иностранных дел Кыргызской Республики, в трехдневный срок уведомляет Генерального секретаря ООН об ограничениях прав и свобод граждан, составляющих отступления от обязательств по Международному пакту о гражданских и политических правах, об объеме этих отступлений и о причинах принятого решения (ст. 36 Конституционного закона «О чрезвычайном положении»).

 

Ограничения, распространяющиеся на всех, в том числе на журналистов

 

Журналисты в период чрезвычайного положения обязаны:

— соблюдать особый режим въезда и выезда граждан;

— в случае запрета не покидать на установленный срок определенную местность, свою квартиру (дом);

— не участвовать в проведении собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетов, а также зрелищных, спортивных и других массовых мероприятий;

— соблюдать условия комендантского часа;

— не проводить забастовки.

 

Ответственность

Распространение провокационных слухов, действия, провоцирующие нарушение правопорядка или разжигающие национальную рознь, активное воспрепятствование осуществлению гражданами и должностными лицами их законных прав и обязанностей, а равно неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника органов внутренних дел, военнослужащего или иных лиц при исполнении ими служебных обязанностей по охране общественного порядка на территории, где объявлено чрезвычайное положение, влекут ответственность, предусмотренную законодательством Кыргызской Республики (ст. 31 Конституционного закона «О чрезвычайном положении»).

 

При этом совершение любого преступления в условиях чрезвычайного или военного положения либо в условиях общественного бедствия является отягчающим вину обстоятельством (п. 9 ч. 1 ст. 75 УК КР).

 

Не допускается использование прав журналиста в целях сокрытия или фальсификации общественно значимых сведений, распространения слухов под видом достоверных сообщений (ст. 6 Закона «О защите профессиональной деятельности журналиста»).

 

При осуществлении профессиональной деятельности журналист обязан «проверять достоверность подготавливаемых материалов и сообщений, а также предоставлять объективную информацию» (ст. 7 Закона «О защите профессиональной деятельности журналиста», ст. 20 Закона «О средствах массовой информации»).

 

Рекомендации государственным органам:

  • Принцип гласности в условиях чрезвычайного положения, установленный Конституционным законом «О чрезвычайном положении», возможно реализовать только во взаимодействии со СМИ, обеспечивая право на свободу и доступ к информации.
  • Закрепить четкие и прозрачные правила аккредитации журналистов, в частности, это касается сроков и условий получения аккредитации, законных оснований для отказа в предоставлении аккредитации и ее отзыва. Крайне важно, чтобы аккредитация не становилась инструментом контроля за содержанием журналистских материалов.
  • Наладить четкую, понятную и прозрачную систему коммуникации со СМИ и предоставления оперативной информации.
  • Ввести четкие правила информирования и освещения во избежание дезинформации и двоякой трактовки требований государственных органов на период режима чрезвычайного положения.

 

Рекомендации журналистам:

  • Придерживаться принципа точности и достоверности информации, стараться уточнять и перепроверять сведения в комендатуре.
  • В условиях режима чрезвычайного положения при себе всегда иметь паспорт и служебное удостоверение.
  • Обращаться только к компетентным специалистам, которые обладают соответствующими знаниями и информацией и могут предоставить точную, объективную информацию.
  • Всегда иметь при себе средства индивидуальной защиты (медицинские маски, бахилы).
  • Разделять утверждения о фактах от собственного мнения.
  • Неукоснительно следовать законным требованиям сотрудников правоохранительных органов, задействованных в обеспечении режима чрезвычайного положения.

 

Полный текст публикации Института медиа полиси

 

Источник: media.kg

Поделиться