Карантинная журналистика: эпоха домашних репортажей
Ведущая шоу в прямом эфире «Вечер трудного дня» на канале TV1 Оксана Крюкова общается с «гостями» студии дистанционно. Апрель, 2020 год
Все ушли на удаленку
Чрезвычайное положение, введенное в Кыргызстане для борьбы с пандемией, выбило из обычного ритма жизни всю страну, а по некоторым сферам и вовсе сильно ударило. Такой сферой оказалась и журналистика. «Журналиста кормят ноги» – ничто не передает лучше и точнее особенность нашей профессии, чем эта сакраментальная фраза. И вот идет уже 20-й день, как почти все сотрудники СМИ заперты даже не в редакциях, а в своих домах.
Кайыргуль Урумканова, Govori.tv:
— Для нашей редакции, которая выпускает видеоновости, карантин сильно отразился на работе. Мы уже в начале марта вынужденно отправили половину редакции на удаленную работу. А с 25 марта, когда ввели чрезвычайное положение, уже вся редакция оказалась на дому.
Евгений Тисленко, телеканал «Любимый»:
— Наша главная проблема в том, что не выдают пропуска и есть сложности с передвижением по городу. Ведь все оборудование для вещания находится в офисе, куда нет доступа техническим специалистам, и поэтому нет возможности быстро устранять неполадки. Мы и так поставили на паузу около трети студийных передач собственного производства, но ситуацию это не облегчает.
Дилбар Алимова, сайт «Политклиника» (pk.kg):
— Наша редакция перешла на дистанционную работу сразу с введением ЧП. Из-за этого мы столкнулись с некоторыми трудностями. В результате мы стоим перед необходимостью отправить часть сотрудников нашего и без того небольшого коллектива в неоплачиваемые отпуска. Мы были вынуждены обратиться к некоторым донорским международным организациям с просьбой о помощи. Если наши просьбы будут удовлетворены, то это позволит создать всему штату редакции возможность удаленной работы.
Равшан Личаню, телеканал TV1:
— У нас не обошлось без реорганизации – часть сотрудников была переведена на удаленку. Это журналисты, операторы-монтажеры, графики, часть редакторов. Непосредственно участвуют «вживую» команда аппаратно-студийного блока, ведущие и выпускающий редактор. А две трети коллектива работают дистанционно.
Другая проблема – это передвижение задействованных сотрудников из-за ЧП, комендантский час заставил нас передвинуть ток-шоу «Вечер трудного дня» на два часа раньше. Последние работники покидают офис в 19.30. Поэтому невключение СМИ в перечень предприятий, которым разрешено работать, – абсолютно неправильное решение властей.
Улукбюбю Амирова, радио «Салам»:
— Наши сотрудники перешли на удаленную работу еще 21 марта. Всего в штате семь работников, троих мы были вынуждены отправить в отпуск без содержания. В офисе только я и две мои дочери, которые мне помогают. Мы практически живем в редакции, тем более у нас нет охраны. Сотрудники из дома пополняют музыкальную базу, я веду новости, интервью записываем через телефон, поэтому наше радио продолжает вещать и даже нарастило свою аудиторию.
Семетей Аманбеков, сайт Elgezit.kg:
— Перевод сотрудников на домашний режим работы не вызвал трудностей, но поиск информационных поводов, особенно не связанных с пандемией, требует от нас особых усилий. Если во время карантина у большинства кыргызстанцев свободного времени стало очень много, у журналистов все наоборот.
Работы очень много, идет волна новостных поводов, связанных с COVID-19. Также мы стараемся не упускать из виду наше главное предназначение – аналитику, поэтому работаем над экспертными материалами по пандемической и посткоронавирусной ситуации, общественно-политической и социально-экономической обстановке в стране.
Журналисты Kaktus.media делают обзоры событий… на кухне. Во время карантина. Апрель, 2020 год
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Новые вызовы для медиа
В условиях карантина у аудитории масс-медиа резко возросла потребность в разнообразной информации. В топе, безусловно, новости о коронавирусе, но не им единым, как говорится. Например, производители обучающего и развлекательного контента бьют в барабаны от радости, они еще никогда не были так востребованы, как в период вынужденной изоляции людей в своих жилищах.
Кайыргуль Урумканова, Govori.tv:
— Как только начался карантин, увеличилось число нашей аудитории. Если ранее уникальных посетителей сайта было до 25 тысяч в сутки, то потом нас стали смотреть до 70 тысяч уников. Это отразилось и на работе портала, трафик не мог справиться с нагрузкой, и нам пришлось решать и технические проблемы.
Сегодня мы увеличили нагрузку на наших сотрудников, они стали работать почти круглосуточно, без выходных. Стараемся выпускать все наши видеопроекты, журналисты из дома пишут новости, зачитывают на диктофон и отправляют голоса через служебный Telegram-канал, операторы монтируют выпуски новостей.
Дилбар Алимова, сайт «Политклиника» (pk.kg):
— Проблемы заставили нас искать и собственные решения. Во время пандемии в Кыргызстане, как и во всем мире, увеличилось количество фейковых новостей. Мы решили больше внимания уделять фактчекингу. Оказалось, что именно такие материалы приносят нам трафик, фактчекинговые статьи стоят у нас в топе просмотров. Мы поняли, что должны всерьез заняться этим направлением, и задумываемся открыть у себя отдел фактчекинга.
Равшан Личаню, телеканал TV1:
— Перед самым карантином большинство каналов закрыли утренние эфиры и сократили вдвое новости. Мы же стали действовать от обратного. Известно, что кризис – это еще и новые возможности. Ситуация с карантином оказалась на руку всему ТВ, телесмотрение выросло в несколько раз. Поэтому мы не уменьшили, а наоборот, добавили контента, запустив в прямом эфире спецпроект «Будь в курсе», – два раза в день по 30 минут.
Улукбюбю Амирова, радио «Салам»:
— Местные власти даже попросили нас о постоянной информационной поддержке в распространении официальных новостей, правил чрезвычайного положения, и мы, конечно же, пошли навстречу. Кроме этого, специально для тех населенных пунктов, где нет сигнала радио, мы записываем аудиосообщения, которые транслируют через колонки, установленные в автомобилях, курсирующих по этим селам.
Семетей Аманбеков, сайт Elgezit.kg:
— Практически все наши материалы мы готовим дистанционно, записываем комментарии по телефону через многочисленные видеочаты. Просим, чтобы наши собеседники снимали себя на телефон и присылали нам запись. Так мы уже провели несколько интервью, экспресс-опросов, даже организовали два онлайновых круглых стола. Как следствие, выросло и количество просмотров.
Нет рекламы – нет финансов
Конечно, не все так радужно. Обратная реальность роста трафика – это беспрецедентное падение доходов редакций из-за повсеместного замораживания экономической активности вследствие пандемии и карантинных мер. Ни для кого не секрет, что у наших СМИ нет никаких финансовых подушек безопасности, «подкожного жирка», позволяющего жить на накопленные резервы. Они и до кризиса что зарабатывали, то сразу и тратили.
Дилбар Алимова, сайт «Политклиника» (pk.kg):
— Отдельная проблема – наше финансовое состояние. Снизилось количество рекламы и партнерских материалов. Трудно платить за аренду офиса, тем более что арендодатель не дал нам какие-либо облегчения.
Равшан Личаню, телеканал TV1:
— Главная проблема – финансы. В отличие от госканалов, защищенных бюджетом, мы сильно страдаем от падения рекламы. Сокращение рекламных поступлений доходит до 90 процентов!
Дина Маслова, сайт Kaktus.media:
— Снижение экономической активности в республике влияет на бюджеты медиа. Приходится идти на оптимизацию расходов: отправляем в отпуск без содержания, сокращаем штат, снижаем зарплату, замораживаем на время проекты развития, отказываемся от обновления техники и прочее.
Семетей Аманбеков, сайт Elgezit.kg:
— Полностью прекратился приток и без того небольшой рекламы, которую мы успели наладить до наступления пандемии. Но мы понимаем, что подобная ситуация сейчас у всех, и стараемся держаться.
СМИ под прессом во время ЧП
Отказ руководства комендатуры установить особый порядок аккредитации СМИ вызвал, мягко говоря, непонимание у журналистов. Особенно на фоне того, что не всегда официальные сообщения удовлетворяют всю потребность прессы и общества в необходимой информации. Поэтому можно констатировать, что у местной журналистики «отобрали» ее функцию контроля за действиями властей.
Кайыргуль Урумканова, Govori.tv:
— Из-за отсутствия доступа к информации нам приходится напрягаться, чтобы подтвердить те или иные данные у госорганов. Сложно, но получается. Нам запретили выходить из дома и брать интервью, но мы просим наших респондентов скидывать видео по WhatsApp или Telegram.
Равшан Личаню, телеканал TV1:
— Информация собирается из разных источников. Местные – это Telegram-канал Республиканского штаба по борьбе с коронавирусом и некоторые информагентства, вызывающие доверие. Международные – это проверенные СМИ типа Bloomberg, BBC, Deutsche Welle, The Daily Telegraph, «Медуза» и другие. Также у Интерньюс появился новостной агрегатор H2H.
Дина Маслова, сайт Kaktus.media:
— Больше всего ситуация сказалась на ограничении доступа к информации, а предлагаемая официальная информация однобокая, часто некорректная, неполная. Возникла ситуация, когда власти говорят только то, что хотят сказать. Причем спикеры настолько плохи, что не отвечают на поставленные вопросы прямо, а задать уточняющие вопросы не представляется возможным.
Улукбюбю Амирова, радио «Салам»:
— Потребность в проверенной информации сейчас очень высока, особенно в регионах, где не сильно развиты местные СМИ. Потому что в мессенджерах плодятся разнообразные слухи и фейковые новости. Из-за чего, например, многие жители Баткена думали, что в нашей области нет коронавируса, и спокойно разгуливали. И нам пришлось безостановочно повторять информацию о реальной эпидемиологической ситуации в регионе.
Социальная активность медиа в приоритете
И нельзя не отметить особую роль средств массовой информации в социальной координации и организации разнообразной активности общества. Случаев, когда редакции становятся буквально информационными штабами, уже очень много. Сбор средств, покупка средств индивидуальной защиты, продуктов питания, информационный обмен, а также информационно-справочная помощь, что тоже немаловажно в условиях так называемой инфодемии, – все это продемонстрировало не только высокий потенциал прессы как коллективного организатора, но и постоянную готовность наших журналистов быть в авангарде общественного активизма и волонтерства.
Улукбюбю Амирова, радио «Салам»:
— Мы подключились и к социальным инициативам по взаимопомощи граждан. Очень много людей обращаются к нам за поддержкой, в основном нужна помощь с продуктами питания. Это те, кто живет однодневным заработком, которого сейчас нет. Мы сформировали группу волонтеров, собираем на «ЭЛСОМ» пожертвования и развозим нуждающимся продовольствие.
Семетей Аманбеков, сайт Elgezit.kg:
— На глазах улучшается не развитая ранее обратная связь с интернет-сообществом страны. В день на наши мессенджеры приходит несколько десятков писем с просьбами помочь с получением информации, присылают информацию и нам – видео, фото, сообщения. Даже милиционеры и врачи начали рассматривать нас как шанс получить отклик в обществе, донести истинное положение дел на местах.
Коронавирус научил нас многому, особенно тому, что СМИ могут выступать не только как информаторы, но и как социальные помощники для населения.
Азамат Тынаев.