Матраимовы против СМИ: судебные разбирательства прекращены
Интерньюс в КР с самого начала отслеживал ход судебных разбирательств по иску к журналисту-расследователю Али Токтакунову, а также к радио «Азаттык» и «Клоопу» – авторам расследования о коррупции на таможне и контрабанде, фигурантами которого были члены клана Матраимовых.
Главный редактор kloop.kg Анна Капушенко опубликовала статью о прекращении судебных разбирательств клана Матраимовых со СМИ.
Полную версию статьи смотрите ниже:
В Свердловском райсуде Бишкека прошло очередное заседание по иску о защите чести и достоинства членов клана Матраимовых. Сторона истцов попросила суд прекратить разбирательства в отношении СМИ, потому что «актуальность исковых требований утрачена».
«Через канцелярию мы подали заявление об отказе от исковых требований. Те факты, которые мы хотели доказать в результате рассмотрения данного дела, были предметом исследования по уголовному делу, им дана соответствующая оценка, результаты уголовного дела донесены до общественности. В связи с этим мы считаем, что этот иск уже утратил свою актуальность. Просим принять отказ от исковых требований в полном объеме и прекратить производство по делу», – заявила на суде Татьяна Карыжинская, адвокат Райымбека Матраимова и его супруги Уулкан Тургуновой.
Ответчики не возражали относительно этой просьбы. В итоге судья прекратила судебное производство по этому иску – вторичное обращение в суд по этому иску не допускается.
Отказ от претензий
Ранее члены клана Матраимовых в лице братьев Искендера и Райымбека Матраимовых, их жен Миновар Джумаевой и Уулкан Тургуновой, а также фонда имени Исмайыла Матраимова отправили в Свердловский райсуд заявление об отказе от иска к журналистам-расследователям.
Согласно документу, истцы отзывают заявление к журналисту-расследователю Али Токтакунову, а также к радио «Азаттык» и «Клоопу» – авторам расследования о коррупции на таможне и контрабанде, фигурантами которого были члены клана Матраимовых.
«Следует отметить, что в настоящее время вступил в законную силу приговор Первомайского районного суда от 11 февраля 2021 года (…) по обвинению Райымбека Матраимова в совершении преступления, предусмотренного статьей 319 УК КР», – написано в заявлении.
11 февраля этого года Райымбека Матраимова признали виновным в коррупции, но он не был лишен свободы благодаря сделке со следствием. Суд приговорил его к штрафу в 260 тысяч сомов, а затем отпустил, сняв арест с его счетов, так как ранее экс-зампред таможни выплатил ущерб государству в 2 миллиарда сомов – 1,4 миллиарда в виде денег, а 600 миллионов недвижимостью.
Также истцы считают, что у них «отпала необходимость доказывать лживость» фактов расследования журналистов, указывающих на незаконное обогащение Райымбека Матраимова. А все потому, что ГКНБ закрыл уголовное дело по незаконному обогащению в отношении экс-зампреда таможни, «не найдя» имущества признавшегося в коррупции Райымбека Матраимова за границей.
«Вынесенное решение по данному делу полностью опровергает факт причастности Райымбека Матраимова к выводу 700 миллионов [долларов] за пределы Кыргызской Республики. Результаты расследования ГКНБ (…) доведены до общественности. В связи с чем отпала необходимость в отдельном порядке доказывать лживость и надуманность обстоятельств, указанных в журналистских расследованиях», – указано в заявлении.
При этом в журналистских расследованиях есть доказательства, что у семьи Матраимовых в Дубае есть дорогостоящее имущество и даже общий бизнес с кланом Абдукадыр, который контролирует контрабанду товаров в ЕАЭС через Кыргызстан.
Совместные инвестиции в Дубае. Связь семей Матраимовых и Абдукадыр
Суды Матраимовых против СМИ
Судебные разбирательства между семьей Райымбека Матраимова и журналистами идут с декабря 2019 года. Тогда окружение экс-таможенника обвинило издания «Клооп», «Азаттык», а также журналиста Али Токтакунова в оскорблении чести и потребовало с них суммарно 45 миллионов сомов.
Матраимовы обратились в суд после того, как журналисты опубликовали серию расследований, в которых доказали причастность экс-таможенника и его семьи к коррупционным схемам.
Члены клана Матраимовых требовали рассекретить имена журналистов-расследователей и удалить из расследования упоминания о семье. При этом за все время не было проведено ни одного заседания по существу вопроса.
По этой ссылке вы можете ознакомиться со всеми отрезками, которые Матраимовы хотели ограничить в распространении
Кто такой Матраимов?
Райымбек Матраимов с 2015 по 2017 год занимал должность заместителя главы Государственной таможенной службы. В данной структуре он работал более 10 лет. За это время он наладил коррупционную схему совместно с подпольным кланом китайского бизнесмена Хабибулы Абдукадыра.
В то время как семейный клан Абдукадыра занимался незаконной перевозкой грузов из Китая в Кыргызстан и далее в другие страны Центральной Азии, Райымбек Матраимов помогал этой схеме работать, получая при этом «пожертвования» на счета благотворительного фонда его семьи. Журналисты доказали, что через эту схему было выведено $700 миллионов из Кыргызстана.
Точная сумма денег, которую Райымбек Матраимов и его родственники заработали благодаря коррупционным схемам, до сих пор неизвестна. Однако признаки внезапного обогащения его семьи были налицо – журналистам, например, удалось найти дорогую недвижимость семьи Матраимовых как в Кыргызстане, так и за его пределами.
В декабре 2020 года власти США внесли Райымбека Матраимова и его жену Уулкан Тургунову в санкционный список Магнитского из-за их причастности к масштабной коррупции в Кыргызстане.
После того как 15 апреля стало известно, что уголовное дело против Райымбека Матраимова было прекращено, посольство США сообщило о своем «разочаровании», пообещав заморозить его активы.
«Соединенные Штаты по-прежнему намерены замораживать его преступные активы за рубежом и заниматься их возвращением кыргызскому народу», – заявило диппредставительство.
В ответ сторонник Райымбека Матраимова Дайырбек Орунбеков призвал принять какие-либо «меры» в отношении посла США Дональда Лу.
На кыргызском:
Публикации по теме:
Судебное разбирательство между Матраимовыми и СМИ откладывается на неопределенный срок