Медиаэксперты прокомментировали законопроект «О манипуляции информацией»

 

Директор Института медиа полиси Бегаим Усенова поделилась комментариями к предложенному в парламенте на общественное обсуждение законопроекту «О манипулировании информацией». Правовая клиника «Адилет» дала правовой анализ законопроекта.

 

Усенова отмечает, что законопроект не прописывает порядок, а делает отсылку на то, что порядок ограничения доступа к информации будет определяться правительством.

 

 

 

— Непонятно, каким образом уполномоченный орган будет решать, что информация, распространяемая определенным пользователем в соцсетях, недостоверная? – задается вопросом медиаэксперт.

 

 

 

 

В предлагаемом законопроекте Бегаим Усенова увидела ряд моментов, которые вызывают вопросы к инициаторам:

 

  1. Порядок ограничения, запрета, возобновления доступа к информации должен устанавливаться на основании Конституции и законов, тогда как проектом закона предлагается разработка подзаконных нормативно-правовых актов правительством КР для установления этого порядка. Это нарушение Конституции, согласно которой не допускается принятие подзаконных нормативно-правовых актов, ограничивающих права и свободы человека.

 

  1. Инициатор вводит в заблуждение, когда указывает, что данный проект закона не повлечет социальных, экономических, правовых и иных последствий. Так как законопроектом создается новый уполномоченный орган, при этом не дается финансово-экономическое обоснование. В ситуации перманентного дефицита бюджета, а сейчас в условиях коронавируса, когда госресурсов катастрофически не хватает, депутаты предлагают новый бюрократический институт, а значит, новые расходы на его содержание.

 

  1. Когда вопрос касается прав предпринимателей, надлежит провести АРВ (анализ регулятивного воздействия) до инициирования закона, чтобы просчитать экономические последствия для бизнеса, который будет исполнять эти нормы. В пакете законопроекта этого нет, это нарушение законотворческой техники.

 

  1. Инициатор обязывает провайдеров полгода хранить голосовые сообщения, письменные тексты, изображения и иные сообщения пользователей, т. е. хранить весь трафик пользователей интернета. Это вопрос дополнительной финансовой нагрузки на провайдеров, поскольку речь идет о приобретении мощного оборудования, которое сможет размещать такой массив данных. Бизнес, переживающий сегодня не самые лучшие времена, не сможет потянуть такой объем затрат. Поэтому провайдеры могут включить исполнение этой нормы в цену услуги, доставляемой потребителям. Оплата интернета и других услуг провайдеров значительно повысится.

 

  1. Как провайдер будет ограничивать доступ к информации, распространенной пользователем на своей странице в соцсети Facebook или Instagram? У него нет таких технических возможностей. Означает ли это, что предлагается блокировать весь сайт?
  2. В очередной раз хотелось бы напомнить, что, согласно ст. 31 Конституции КР, каждый из нас имеет право на свободу выражения своего мнения, свободу слова. Мнение может не нравиться или кто-то может посчитать, что это заблуждение. В любом случае каждый имеет на него право.

 

  1. В соответствии со ст. 33 Конституции КР мы имеем право свободно искать, получать, хранить, использовать и распространять информацию. Поэтому любой человек имеет право высказываться о событиях, происходящих в стране.

 

  1. Да, право на свободу слова не абсолютно. Но, согласно ст. 20 Конституции КР, вмешательство в права и свободы граждан (в том числе право на свободу слова) разрешено только при четко определенных условиях. Исключения должны быть:

1) установлены законом;

2) преследовать определенную цель (защита национальной безопасности, общественного порядка, охрана здоровья и нравственности населения, защита прав и свобод других лиц);

3) соразмерны указанным целям.

 

Законопроект «О манипулировании информацией» предлагает ужесточить контроль за контентом в интернете

 

Правовая клиника «Адилет» дала правовой анализ законопроекта:

— Проанализировав проект закона, мы считаем, что он грубо нарушает конституционные права граждан на свободу слова и выражения мнения. Фактически законопроектом устанавливается государственная цензура информации в интернете, которая коснется абсолютно всех пользователей в Кыргызской Республике.

Законопроект наделяет государственный орган полномочием ограничивать доступ к опубликованной информации (блокировать доступ), которую он посчитал ложной или недостоверной без какого-либо судебного решения.

Каких-либо методик, каким образом государственным органом будет определяться, является информация ложной или нет, в законопроекте нет.

При этом, помимо прочего, законопроект обязывает всех провайдеров собирать и хранить информацию о своих клиентах в течение шести месяцев, что потребует покупки дорогостоящего оборудования и, как следствие, приведет к повышению цен на их услуги для населения.

На основании вышеизложенного предлагаем Жогорку Кенешу отклонить проект закона и направить его на доработку.

 

 

Правовой анализ законопроекта здесь.

Источник:

www.adilet.kg

 

 

 

Поделиться