Медиакритика. «Хозяин» несостоявшейся жизни

 

Одна из серий киноальманаха «2020» — фильм «Хозяин» недавно был показан на телеканале ОТРК.  Автор сценария и режиссер фильма Найзабек Сыдыков. Роль главного героя-Мурата сыграл актер Адыл Болорбек уулу. Картина «Хозяин» – об очевидном проявлении насилия в семье, которое усилилось во время пандемии.

 

Поднятые в фильме проблемы не чужды многим, показанные сцены из жизни, часто имеют место в нашем обществе.  А в образе несостоявшегося в жизни «хозяина» – Мурата, – мы узнаем дальнего родственника либо соседа по двору. Ведь жертвами насилия становится член каждой третьей семьи.

 В начале фильма идет описание укоренившегося в обществе понятия «образцовые дети» и вечного противостояния родителей и детей.

 

 «Сын Сайры отправляет свою мать в Умру. Твой друг Акыл устроился на высокую должность, попроси его взять тебя на работу», – фильм начинается с нравоучений матери сыну, которому тридцать лет, и он отец троих детей.

Главный герой Мурат зарабатывает на содержание семьи, работая таксистом.  Его жена Айсулуу домохозяйка, которая экономно ведет хозяйство и ухаживает за тремя детьми.  Айсулуу выросла сиротой. Поэтому она держится за Мурата, однажды спасшего ее от чужого давления. Она бросила учебу и вышла замуж. Все еще надеется на счастливое будущее.

 

В фильме показано время пандемии: распространения коронавируса и роста безработицы.  В связи с рядом неудач Мурата, его друзья- карточные игроманы, выкинули его из своего круга.  

Мурат, стараясь вернуться в их сообщество, покупает игрокам водку, а когда они напиваются, то отвозит их домой. Бывшему своему однокласснику Акылу, назначенного руководителем учреждения Мурат на последние деньги делает угощение, напивается вместе с ним и возвращается домой с пустыми руками.

 

Главный герой Мурат живет в иллюзиях, стараясь показать себя хозяином этажного дома, мужем женственной и ухоженной супруги, отцом счастливых детей, и хозяином прибыльного бизнеса.  Выдавая свою мечту за реальность, он внешне пытается выглядеть довольным своей жизнью, а свою внутреннюю боль и несостоятельность пытается подавить выпивкой и срывается на свою жену.

 

«Все было бы иначе, если бы не ты, ты довела до меня до этого состояния. Если бы я не женился на тебе, я бы уже был бы важным человеком, сидел бы на должности, – говорит он, и считает виновной во всех своих бедах и неудачах жену, и отрывается на детях. 

 

Насилие в семье – очень знакомое явление в кыргызском обществе. В фильме особенно впечатляют кадры, где Мурат избивает свою жену, и дети становятся свидетелями насилия: темный фон, дети смотрят в окно с грустью, плачущий голос ребенка, маленький мальчик, который пытается заступиться за свою маму…

Режиссер хотел показать безразличие как тех, кто стал непосредственным свидетелем насилия, так и общества в целом.

Можно заметить, что фильм снят на окраине Бишкека. В одном эпизоде есть моменты, где Мурат обращается к своим сверстникам «акелер» («братья» в уважительной форме, южный диалект). 

 

Однако в фильме нигде больше ни в одном эпизоде не прослеживаются языковые и диалектные особенности, соблюдаются нормы литературного языка. 

 

Показана ситуация, когда человек, совершивший насилие в отношении своей семьи, переехал из другого региона, но его как чужака не воспринимают соседи, местное сообщество. Они не вмешиваются в их частную жизнь, не заступаются, когда, он избивает жену. 

 

 

В фильме в нескольких эпизодах можно увидеть, как мужчины с самого начала смотрят на жизнь поверхностно, а все бремя жизненных трудностей лежит на женщинах, которые полны решимости прекратить это насилие. Благодаря этому мотиву, режиссер смог передать реальную картину жизни такой, какая она есть.

В фильме хорошо подобраны внутренние и внешние декорации: скромная одежда главного героя и его семьи, стены из самана, глиняная штукатурка наружных стен дома, еще не обустроенный дом, внутри очень скромная обстановка, снаружи разбросан металлолом…

 

Как отметил сценарист и режиссер Найзабек Сыдыков, в фильме «Хозяин» сыграли профессиональные актеры, за исключением детей, некоторых водителей и трех эпизодических персонажей. 

 

— «Фильм «Хозяин» был снят весной 2021 года неподалеку от рынка «Дордой». На самом деле, история основана на реальных ситуациях. Но образ Мурата собирательный, таких семьей у нас тысячи, после премьеры на ТВ мне писали и говорили, что в Мурате находят себя – это хорошо!» – сказал Найзабек Сыдыков.

 

Актер, исполнивший главного героя – Адыл Болорбек уулу играл в ряде театральных постановок, а также снимался в фильме «Курманжан датка».

 

Концовка

Сцены, где Мурат плачет и жалуется, что у него не было счастливого детства, что его отец приходя домой пьяным, избивал мать,  хотя ему и более 30 лет и у него уже трое детей,  его мать не воспринимает его как взрослого — ключевые моменты кинокартины.

Создается впечатление, что в фильме как бы выворачивается на изнанку сознание Мурата и через показ унизительного поведения детей, их неумения по-детски баловаться и смеяться, что дети избегают общения с отцом, через все эти эпизоды режиссер проводит мысль, что необходимо остановить насилие.

В конце фильма Мурат, столкнувшись с пьяным пассажиром видит насилие в жизни других людей, то же самое, что он сам совершал в отношении своей семьи. Его душераздирающий плач оставляет ощущение, что он осознал проблему, готов к изменению своей дальнейшей жизни и есть надежда на лучшее.

Начало фильма, развитие событий, кульминация выстроены в правильной последовательности, что в финале конце зритель может сам сделать выводы.

 

Об истории создания фильма

 

«Задумка была создать серию фильмов максимально реально отражающих жизнь разных людей во время пандемии. В 2020 году, помимо борьбы с вирусом, обострилось множество социальных проблем. Различные эмоциональные состояния находили выход у разных людей по-разному. У кого-то в форме агрессии, у кого-то в виде отрицания. Аддикция, всплеск суицида, различных форм насилия, буллинга и так далее. Мы хотели показать Кыргызстан разнообразным, реально отразить проблемы, но не приводить к большему противостоянию, а скорее раскрыть, что неэтичные поступки мы совершаем, как правило сами, находясь в состоянии безвыходности и страха. Зритель имеет возможность прожить эту трансформацию с каждым героем, поняв других, узнать себя и возможно найти выход»,- сказала руководитель проекта Жанна Шегай.

 

Киноальманах «2020» создан в рамках проекта USAID по укреплению устойчивости систем здравоохранения реализуемого Интерньюс в Кыргызстане IHS IDIQ (Integrated Health System IDIQ) и при поддержке USAID.

 

Гульзат Газиева

 

Поделиться