Мониторинг ИМП: в Кыргызстане ухудшается ситуация со свободой слова

Общественный фонд «Институт Медиа Полиси» (ИМП) с октября 2020 года по март 2022 года провел мониторинг ситуации со свободой слова в Кыргызстане:

 

Анализируемый период охватывает значимые события, затрагивающие свободу слова и выражения мнения в стране, обстановку в медиасреде республики, приводит новые вызовы, возникшие за полтора года.

 

В рамках мониторинга анализировались социальные сети Facebook, Twitter, Instagram, мессенджеры WhatsApp и Telegram, изучались заявления государственных деятелей и политиков.

 

Главный вывод мониторинга – наблюдается тенденция ухудшения ситуации со свободой слова ввиду усиления признаков авторитаризма в политической модели Кыргызстана, участившихся фактов применения государством репрессивных мер, попыток ужесточить контроль над медиасредой и сократить пространство для работы независимых СМИ.

Только с начала текущего года было начато уголовное преследование в отношении

трех негосударственных онлайн-редакций Temirov.Live, Kaktus.Media, телеканала Next TV в связи с их профессиональной деятельностью. Разработано несколько нормативно-правовых актов, направленных на ограничение свободы слова и доступа к общественно-значимой информации.

Эти действия сопровождаются активным использованием ферм троллей для травли журналистов, активистов и блогеров в социальных сетях.

 

По итогам проведенной работы, сформулированы общие рекомендации для улучшения защиты и продвижения свободы слова в Кыргызстане.

 

Выводы и рекомендации

 

  •  Высшее политическое руководство страны консолидирует в своих руках всю полноту власти, исключая систему сдержек и противовесов, фактически устанавливая авторитарную модель управления государством. Этот процесс сопровождается проявлением крайней нетерпимости к альтернативному и критическому мнению, которое нередко транслируется через площадки СМИ и публикацию материалов журналистами. Эта нетерпимость проявляется в публичных нападках на СМИ, блогеров и активистов, что служит сигналом для госмашины и сторонников оказывать давление на них.

 

  •  Наличие альтернативного мнения и возможность свободно его выражать – основа прав на свободу слова и свободу выражения мнения. Это права должны защищаться государством, провозглашающим на высшем уровне приверженность демократии и уважению прав человек. В подтверждение этих заявлений власти и лидеры должны отказаться от посягательств и нападок на свободу слова и плюрализм мнений. Высшее руководство в первую очередь должно показать политическую зрелость и мудрость, отказавшись от проявления нетерпимости к альтернативным мнениям.

 

  •  С подачи и ведома политического руководства страны принимаются попытки уменьшить пространство для работы независимых СМИ и журналистов через ограничивающие законодательные инициативы и применение различных форм давления на прессу и медиа-работников. Для последнего все чаще используется функционал карательного аппарата государства.

 

  •  Независимые СМИ – важный компонент успешного развития государства и его политического устройства, информирования и осведомленности граждан и мирового сообщества. Последнее было доказано в ходе вооруженного конфликта между Кыргызстаном и Таджикистаном весной 2021 года. Поэтому государству важно создать условия для активной и свободной работы журналистов, отказаться от злоупотребления функциями и возможностями правоохранительных органов для оказания давления на СМИ. Более того, государство должно обеспечить защиту медиа-работников и привлекать к ответственности всех причастных к физическим нападениям на них. Властям также следует воздержаться от принятия законодательных инициатив, способных повлиять на свободу слова и свободу выражения мнения в Кыргызстане, а также пересмотреть уже принятые законодательные меры в этом направлении, чтобы привести законодательство в соответствие с международными стандартами свободы слова, СМИ и выражения мнения. Ухудшение ситуации со свободой слова неизбежно чревато понижением места страны в профильных международных рейтингах, что в свою очередь негативно может сказаться на инвестиционном климате, имидже КР на мировой арене, сотрудничестве с зарубежными донорами.

 

  •  Политическое руководство и приближенные круги прибегают к услугам ферм троллей для травли неугодных СМИ, журналистов и активистов. Зачастую применяются недопустимые методы наподобие использования языка вражды, навешивания ярлыков, создания образа врага из неугодных медиа-работников, активистов, редакций, построения теорий заговора. Это, в свою очередь, повышает градус нетерпимости к СМИ, журналистам и активистам среди общества и создает угрозы их физической и правовой безопасности.

 

 

  •  Практика применения государственным аппаратом троллинговых ферм для онлайн-травли неугодных должна быть искоренена, поскольку это дискредитирует СМИ, журналистов и активистов, повышает недоверие к ним, провоцирует публику к необоснованным нападкам, как онлайн, так и физическим. Более того, такие меры дискредитируют сами власти страны. Вместо травли и нетерпимости, власти должны стремиться выстроить диалог со всеми слоями общества, политическими группами, СМИ, четко и подробно разъяснять им свои действия и позиции.

 

  •  Независимому журналистскому сообществу Кыргызстана нужно консолидировать свои усилия и совместно противодействовать попыткам государства усилить контроль над медиасферой. Это возможно сделать через более тесное сотрудничество и улучшение координации между владельцами/руководителями изданий по информационному противостоянию таким действиям, поскольку ухудшение ситуации в медиапространстве затронет все независимые СМИ вне зависимости от состава учредителей и формы собственности. В свою очередь, это чревато ухудшением информирования населения и недостатком альтернативной информации у публики.

 

  •  Сообществу медиа-экспертов и медиа-организаций необходимо усилить работу с донорскими организациями, международными партнерами и зарубежными дипломатическими представительствами через выработку единой̆ позиции по насущным вопросам, проводить постоянное информирование вовлеченных сторон о ситуации в медиасфере республики. Подобные события не остаются без внимания международного сообщества и часто затрагиваются на двусторонних мероприятиях с кыргызской стороной.

 

Полный отчет на русском языке можно скачать здесь.

 

Источник:

media.kg

 

 

Поделиться