Обзор публикаций стипендиатов Интерньюс по региональной журналистике
Стипендиаты по региональной журналистике благодаря работе с ментором Гульзат Газиевой заметно улучшили свои навыки в разработке темы и стилистике подачи материала. В этой подборке мы даем ссылки на публикации, в которых отражаются важные для местных сообществ проблемы. Также даются советы молодежи, чтобы помочь ей преодолеть личные и возрастные трудности.
Нуржамал Баргыбаева, ТРК «Ынтымак», Ош
Материал об альтернативе подорожавшему мясу на рынке. Как и чем заменить рацион питания?
Нуржамал поднимает проблему подорожания мяса на рынке и показывает ее причины и последствия. В материале отражен ряд мер, таких как отмена налогов на перевозку заготовок, разъяснительные работы и контроль со стороны Агентства по антимонопольной политике, договор с Монголией и рядом других стран по закупке скота по доступным ценам. Автор показывает, что, несмотря на ряд мер, цены снизить не удается. Как решение проблемы Нуржамал приводит ряд советов о добавлении в рацион питания бобовых, мяса птицы и рыбы, а также яиц. Даются конкретные решения по сбалансированию в питании жиров, белков и углеводов.
Эксклюзивность материала в том, что читателям были предложены конкретные пути решения по обеспечению баланса жиров, белков и углеводов в питании, использованию в пищу более доступных продуктов питания.
Проблему Нуржамал показала в сравнении цен за прошлый и нынешний годы. Однако не показаны истории конкретных людей.
Сбалансированы все позиции, и информация подтверждается несколькими источниками.
В материале не хватает мнения конкретного потребителя, который на себе испытывает рост цен на мясо и делится, как повышение отражается на жизни семьи.
Ментор в своем отчете отмечает, что по сравнению с предыдущими месяцами в августе в материалах Нуржамал меньше грамматических ошибок, а стиль изложения стал более интересным и содержательным.
Автор поднимает проблему нехватки детских садов в регионах и предлагает ряд решений, позволяющих ребенку адаптироваться в социальной среде. Это и общение родителей с ребенком, позволяющее построение доверительных отношений между ними, развивающие совместные игры, рисование. Рассказывается о ресурсе, где разрабатывается специальная методика для родителей, также Нуржамал делится ссылкой платформы. Наряду с предложением конкретных решений для родителей она дает истории открытия общинных детских садов, рассказывает о консолидации сообществ и привлечении инвестиций.
Эксклюзивность – материал рассказывает о том, что, даже если ребенок не посещает десткие сады, существуют другие возможности для его развития и формирования.
Описание проблемы – рассказ о жизни многодетной семьи, не имеющей возможности создать условия для полноценного формирования и развития для своих детей.
Решения – пример воспитания ребенка, который не посещал детский сад, но при этом смог стать участником телепередачи «Лучше всех». Нуржамал показала историю Албан-Али. Его родители педагоги, и дома много книг. Родители с детства давали книги с иллюстрациями, мальчик смотрел передачи о животном мире. Мама Албан-Али делится своим опытом. Также автор поделилась специально созданными для родидетей платформами и показала истории, когда сообщества сами находили решения для открытия детских садов.
Зыягул Болот кызы, «Т-Медиа», Ош
Статья о последствиях несоблюдения правил безопасности в сезон купания и решении проблемы
Cүзө албасаң, сууга түшпө! Чѳгүп каза болгондор былтыркыдан эки эсеге кѳп
Зыягул в данном материале смогла всесторонне и наглядно показать масштабы проблемы. Графика, статистика, личные истории, уроки и опыт людей. Проблема несоблюдения правил безопасного отдыха в купальный сезон и ее последствия показаны через реальные истории. Очень сильные иллюстрации и наглядные картинки не оставят равнодушным любого читателя.
Эксклюзивность материала в том, что он наглядно показывает рост в два раза числа утопленников по сравнению с прошлым годом. Умение показать проблему – в публикации даются две трагические истории, которые произошли этим летом в Ошской области: двое детей утонули во время купания в неположенном месте, и их тела не найдены до сих пор.
Решение. В материале даны решения, которые могут обезопасить каждого человека на личном уровне, также есть предложения на региональном и страновом уровне. Истории героев пробивают насквозь каждого читателя, и графика четко показывает масштабы проблемы. Каждый герой материала лично предлагает способы решения проблемы, что очень сильно запоминается.
Статья о проблеме неприятного запаха пота под мышками и ног и ее влиянии на качество жизни
Коомдон четтеткен колоңсо жана шыбоо. Денеден чыккан жагымсыз жыттан кантип арылса болот?
Зыягул подняла проблему, которая касается всех и каждого. Также она дала несколько советов для решения проблемы из косметологии и медицины, которые можно использовать в домашних условиях.
Эксклюзивность материала в том, что в кыргызскоязычной журналистике страны данный вопрос никогда не поднимался. Неудобно, щепетильно, трудно раскрываемо, не стоит общественного внимания и т. д. В этом была и сложность подготовки публикации.
Через историю молодой девушки автор показала, что данная проблема приводит к изоляции от общества, и отмечает, что решения проблемы просты и доступны. Даются ответы многим людям, которые стесняются к кому-либо обращаться за помощью. Также материал поднимает вопрос культуры ухаживания за телом.
Дилде Шатанова, Kloop.kg, Нарын
Статья о важности соблюдения правил безопасного движения как для водителей, так и для пешеходов
Дилде при описании проблемы всесторонне показала ряд причин ДТП. Качество дорог, техническое состояние автомашин, которые доступны сельским жителям, качество обучения в автошколах, коррупционная составляющая при выдаче водительских удостоверений, культура пользования автомобилями и соблюдения Правил дорожного движения, культура отношения людей к собственному здоровью, здоровью и жизни других людей. Автор также смогла показать масштабы проблемы и смогла через истории людей максимально приблизить каждого к последствиям проблемы.
В материале дана статистика по ДТП с начала этого года в сравнении с показателями прошлого года, показан рост.
Актуальность – в свете участившихся случаев гибели людей в автоавариях материал очень актуальный.
Визуализация – Дилде использовала сильные картинки, все они имеют отношение к Нарынской области.
Дилде – самая молодая стипендиатка в группе и в силу своего возраста и опыта испытывает сложности в определении проблемы и поиска решений. Также ей сложно находить героев и разговаривать с ними. Но от материла к материалу видны ее рост и продвижение.
Решение – автор предлагает ряд как теоретических, так и практических решений. Также приводится передовой мировой опыт по усилению возможностей автомобилей, когда сама автомашина могла бы ограничивать водителя в скорости и от аварийных ситуаций. Спасет и установка барьеров на дороге.
История о сложности подросткового периода и последствиях недоверительных отношений со взрослыми
Дилде в данном материале поставила во главу угла чувства и ощущения подростков, их внутренний мир и переживания. В материале затронуты три аспекта их жизни:
— родители и родственники, отсутствие доверительных отношений, боязнь быть не понятым;
— школа, учителя. Школа не отвечает на вопросы подростков, учителя не являются авторитетами, отсутствие доверия между подростками и учителями;
— друзья, сверстники, одноклассники, авторитеты. Плохая социальная адаптация подростков.
Всю проблему автор передает через истории двух подростков. В одной из них школьник рассказывает, как они с друзьями избили парня и оставили. Он без помощи был длительное время. В результате обморожения ему ампутировали конечности. Свою вину подростки признали, но, учитывая их возраст, их не посадили, они находятся на учете в милиции.
Другой подросток рассказывает, что ему жизнь не интересна, с ним в уничижительной форме разговаривают и учителя, и родители. Рассказывать о своих чувствах он стесняется, у него нет интереса к жизни.
Искренние рассказы героев делают материал хорошо читаемым.
Дилде приводит советы психологов, педагогов и социальных работников. Родителям подростков предлагается быть более внимательными к своим детям, больше разговаривать об интересах ребенка, не подавлять их при общении дома. Школам предлагается усиление работы соцработников, центров социальной помощи. Решениями проблемы могли бы стать сотрудничество с ЮНИСЕФ, госорганами и реализация совместных программ.