Пожизненно осужденный правозащитник Азимжан Аскаров умер от пневмонии
Об этом СМИ сообщил его адвокат Валерьян Вахитов.
Азимжан Аскаров скончался 25 июля в больнице ИК № 47. Юристу удалось добиться его перевода в клинику 24 июля, но врачи не смогли спасти правозащитника – было слишком поздно.
За два дня до этого, по словам Валерьяна Вахитова, он встречался с Азимжаном Аскаровым через стеклянную перегородку, разговор шел по телефону.
«При разговоре Азимжан Аскаров иногда издавал свистящие утробные звуки, задыхался, периодически глухо кашлял. Он рассказал, что основное время проводит лежа, так как чувствует упадок сил. По ночам не может спать, мучают кошмары, иногда резко поднимается и опускается температура», – сказал он.
Заключенный также жаловался на постоянную тошноту и отсутствие аппетита. Представители правозащитного движения «Бир дуйно» считали, что дальнейшее пребывание больного престарелого Азимжана Аскарова в местах лишения свободы несовместимо с его состоянием здоровья и возрастом.
По версии ГСИН, правозащитник отказывался от лечения в стационаре.
«При поступлении в лечебно-исправительное учреждение № 47 с предварительным диагнозом «внебольничная правосторонняя пневмония» Азимжан Аскаров был подключен к кислородному концентратору, уровень сатурации составлял 80-83. После чего больной сопротивлялся и самостоятельно срывал маску от кислородного концентратора. Осужденный находился под наблюдением дежурного врача. В 09.30 25 июля правозащитник повторно отключил кислородный концентратор, и в 10.30 была констатирована биологическая смерть», – говорится в сообщении пресс-службы ведомства.
Европейский союз распространил заявление о том, что постоянно следил за судебным процессом в отношении Азимжана Аскарова с момента его ареста в 2010 году.
«На основании заключения Комитета ООН по правам человека от 2016-го мы неоднократно выражали свою позицию о судебном разбирательстве и призывали к освобождению правозащитника. ЕС выражал властям Кыргызстана свою обеспокоенность по поводу ухудшающегося состояния его здоровья. Мы глубоко сожалеем, что, несмотря на призывы к его освобождению по гуманитарным соображениям, Азимжан Аскаров скончался в заключении. Очень важно выяснить обстоятельства его смерти и условия, в которых он содержался в последние месяцы своей жизни», – отметили в Евросоюзе.
Исследователь международной правозащитной организации Human Rights Watch (HRW) по Центральной Азии Мира Риттман считает, что ответственность за смерть правозащитника лежит на руководстве КР. Об этом она заявила в интервью «Азаттыку».
«За здоровье находящегося в тюрьме Азимжана Аскарова была ответственна власть, и поэтому его смерть навсегда останется черным пятном в истории Кыргызстана. У властей было много возможностей принять правильное решение по делу правозащитника. Но они на это не пошли. Азимжана Аскарова не освободили, несмотря на многочисленные призывы местных и международных правозащитных организаций, взятые республикой обязательства по международным соглашениям, рекомендации Комитета ООН по правам человека. Это позор для властей страны, большое пятно на репутации», – подчеркнула Мира Риттман.
13 мая Верховный суд поставил точку в деле Азимжана Аскарова, отказав в удовлетворении жалобы адвокатов освободить правозащитника и прекратить в отношении него уголовное преследование.
В мае 2020 года Комитет по защите журналистов выступил с заявлением в связи с этим судебным решением.
Комитет по защите журналистов осудил решение Верховного суда КР по Азимжану Аскарову
Правозащитника похоронят в Узбекистане.
По материалам СМИ: rus.azattyk.org, 24.kg