Президента КР призывают вернуть в парламент законопроект о манипулировании информацией
Граждане, СМИ, медиаорганизации, представители неправительственного сектора обратились к президенту КР Сооронбаю Жээнбекову с призывом вернуть с возражениями принятый ранее в ЖК законопроект «О манипулировании информацией».
Инициатива депутатов подверглась серьезной критике со стороны экспертов: юристов и интернет-провайдеров, критические замечания не были в полной мере учтены, законопроект был скоропалительно принят.
Полный текст (скачать здесь):
Президенту КР
С.Ш. Жээнбекову
Представительство Интерньюс в Кыргызстане призывает Вас воспользоваться своим конституционным правом и возвратить с возражениями в Жогорку Кенеш Закон «О манипулировании информацией», принятый депутатами 25 июня 2020 года с многочисленными грубейшими нарушениями собственного регламента.
Кыргызская Республика – это суверенное, демократическое, правовое, светское, унитарное, социальное государство, в котором не могут действовать отменяющие и умаляющие права и свободы граждан законы, противоречащие Основному закону страны. Своим решением Жогорку Кенеш проигнорировал свою основную функцию – представлять и защищать интересы своих избирателей, которые публично и громогласно выразили свое абсолютное несогласие с данным законопроектом. В этой связи мы обращаемся к Вам с призывом воспользоваться своим конституционным полномочием и возвратить данный закон в Жогорку Кенеш по следующим причинам:
Данный закон наносит вред развитию свободы слова и СМИ в Кыргызстане и предотвращению коррупции в нашей республике, так как написан намеренно невнятно для его произвольного и выборочного применения против любого критического мнения и слова. Мы убеждены, что этот закон принят с тем, чтобы ограничить свободу слова в Кыргызстане, усилить давление на альтернативное мнение и свести на нет деятельность СМИ по борьбе с коррупцией. При этом по ряду причин затраты времени и ресурсов на создание этого документа совершенно бесполезны, так как по ряду причин закон неисполним.
Более того, этот абсурдный и бессвязный закон принят с многочисленными нарушениями регламента Жогорку Кенеша. Так, ст. 55 гласит, что между чтениями законопроекта должно пройти не менее 10 дней. Тем не менее парламентский комитет по социальной политике спустя всего лишь четыре дня после первого чтения на пленарном заседании по данному законопроекту проводит второе и третье чтения в одном. Этот же метод «проведение двух чтений в одном» был применен на пленарном заседании. Таким образом, такая организационно-правовая форма рассмотрения законопроекта Жогорку Кенешем, как три чтения законопроекта, была депутатами проигнорирована при принятии данного законопроекта.
В добавление к этому в нарушение ч. 3 ст. 84 и ч. 4 ст. 85 регламента, которые гласят, что «депутат лично осуществляет свое право на голосование» и запрещается «передавать право голоса другому депутату» в практически пустом помещении бегали несколько депутатов и нажимали кнопки за других. Такое отношение самих законодателей к законотворческому процессу крайне отрицательно влияет на восприятие гражданами любых решений в парламенте. Принятый в подобном режиме закон не может считаться легитимным, и, соответственно, его соблюдение и исполнение будут игнорироваться.
В ч. 2 ст. 5 проекта закона предусматривается обязанность владельцев страницы сайта (в том числе пользователей социальных сетей) публиковать свои персональные данные. Данное обстоятельство является прямым нарушением общепризнанного права на анонимность в интернете. При этом данная норма не исполнима. Интернет – глобальная сеть, и сайты создаются ежедневно в различных государствах. Невозможно обязать администратора Facebook или Instagram, не находящегося на территории Кыргызстана, исполнить противоречащие международным подходам нормы права кыргызского закона.
Ст. 7 проекта закона предусматривается, что лицо, получившее решение уполномоченного органа, обязано в течение 24 часов прекратить распространение информации. При этом данный механизм предусматривает как минимум 4-5-месячный срок на судебные тяжбы по доказыванию, что информация соответствует действительности и решение уполномоченного органа ошибочно. Такой механизм не обеспечивает конституционное право каждого на свободу слова, а, наоборот, подавляет права человека.
В первом абзаце ст. 7 указывается, что «в случае игнорирования или неисполнения решения о прекращении распространения ложной или недостоверной информации уполномоченный государственный орган направляет в адрес интернет-провайдера или хостинг-провайдера, или владельца сайта, или владельца страницы сайта в интернете решение об ограничении ими доступа к указанной информации или к сайту, или к странице сайта в интернете, на которой размещена данная информация».
Инициатор проекта предлагает подменить судебные органы оговоренным уполномоченным органом, в то время как законодательство предусматривает только судебную защиту прав при опубликовании сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию. Механизм принудительного исполнения также предусмотрен только для решений судебных органов. Так, ст. 18 Гражданского кодекса КР уже предусматривает право гражданина «требовать по суду опровержения сведений, порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию, а юридическое лицо – сведений, порочащих его деловую репутацию». Согласно постановлению пленума Верховного суда Кыргызской Республики от 13 февраля 2015 года № 4 «О судебной практике по разрешению споров о защите чести, достоинства и деловой репутации», распространение информации – это публикация в печати, трансляция по радио и телевидению, демонстрация в кинохроникальных программах и других средствах массовой информации, доведение до всеобщего сведения в интернете, а также с использованием иных средств телекоммуникационной связи; размещение в общественных местах плакатов, других произведений, распространение листовок, изложение в служебных характеристиках, публичных выступлениях или сообщение в той или иной, в том числе устной, форме хотя бы одному лицу.
Вопрос финансовых затрат на реализацию данного проекта остается открытым, поскольку возложение новых обязательств на уполномоченный орган потребует значительных финансовых затрат из государственного бюджета (зарплата работников, здание, оргтехника, программное обеспечение и т. д.). При этом в справке-обосновании инициатор умолчал о каких-либо затратах, указав, что «принятие данного проекта закона Кыргызской Республики негативных социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, коррупционных последствий не повлечет». А это является нарушением Закона «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики», поскольку не определены источники финансирования. Согласно требованиям ч. 4 ст. 31 Конституционного закона «О правительстве Кыргызской Республики», проекты законов, предусматривающие увеличение расходов, покрываемых за счет государственного бюджета, могут быть приняты Жогорку Кенешем после определения правительством источника финансирования.
Согласно требованиям Закона «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики», проекты нормативных правовых актов, направленные на регулирование предпринимательской деятельности, подлежат обязательному анализу регулятивного воздействия (АРВ). АРВ предполагает сбор статистической и аналитической информации о проблеме, точное описание масштабов, причин проблем и их актуальность, определение экономических и правовых оснований для государственного вмешательства и разработку путей решения проблем. Проект нормативного правового акта подлежит отклонению в случае непредоставления разработчиком обоснования, подготовленного на основе анализа регулятивного воздействия. Однако в нарушение требований законотворческой техники инициатором на стадии разработки проекта закона не был проведен данный анализ.
Ввиду вышеизложенного мы, граждане КР, призываем Вас воспользоваться своим конституционным полномочием и возвратить этот закон с возражениями в Жогорку Кенеш как отменяющий и умаляющий права и свободы граждан и противоречащий Основному закону страны.
В связи с продолжающимся карантином и сложной ситуацией с заболеваемостью коронавирусом в стране, каждая организация и гражданские активисты будут высылать письма на имя президента по отдельности.
Ранее был организован сбор подписей онлайн и под этим обращением подписались:
Динара Ошурахунова, ОФ «Гражданские инициативы»;
Эркина Убышева, ОЮЛ «Смарт Жаран»;
Бегаим Усенова, Институт медиа полиси;
Татту Мамбеталиева, «Гражданская инициатива интернет-политики»;
Наталья Шип, Ассоциация НКО по защите прав и продвижению интересов детей в КР;
Эльмира Ногойбаева, аналитический центр «Полис Азия»;
Представительство Интерньюс в КР;
ОФ «Фонд расследовательской журналистики»;
Гульгакы Мамасалиева, Ошский филиал ОО «Интербилим»;
Жамиля Капарова, ОФ «Инсан Диамонд»;
Акмарал Сатимбаева, ОФ Youth of Osh;
ОФ «Центр медиаразвития»;
Динара Суймалиева, журналист;
Алмаз Тажыбай, центр инновационного образования «Перемена»;
Болот Темиров, factcheck.kg;
Азамат Касыбеков, Независимый союз журналистов Кыргызстана;
ОФ «МедиаКонсалт»;
Дина Маслова, «Кактус Медиа»;
Асель Койлубаева, ОФ «Юристы за права человека»;
Чынара Айтбаева, ОФ «Наш век»;
Гульмира Казакунова, ОО «Союз людей с инвалидностью «Равенство»;
Нургуль Таштанова, ОФ «Центр консалтинга и интерактивного обучения»;
Сардар Багышбеков, ОФ «Голос свободы»;
Назгуль Турдубекова, ОФ «Лига защитников прав ребенка»;
Дильбар Алимова, «ПолитКлиника»;
Адиль Турдукулов, журналист;
Айбек Куренкеев, Ассоциация операторов связи;
Гульнура Торалиева, медиаэксперт;
Равшан Мажитов, ОФ «Плюс Центр»;
Бакыт Сатыбеков, Альянс по продвижению гражданских инициатив;
Наргиза Эштаева, ОО «Аялзат»;
Айдар Мамбетов, ОФ «Гражданское участие»;
Эльмира Токтогулова, ОФ «МедиаКонсалт»;
Жанна Шегай, эксперт по управлению и детскому контенту;
Лариса Кузнецова, ОФ «Смайл.kg»;
Данияр Садиев, ОО «Медиашкола имени Т.Турсуналиева»;
Тынымгуль Эшиева, медиаэксперт;
Авланбек Джумабаев, медиаэксперт;
Азизбек Ашуров, ОО «Юристы Ферганской долины без границ»;
Элима Джапарова, журналист;
Мухае Абдураупова, ОФ «Позитивный диалог»;
Айнура Усупбекова, ОФ «Гражданская платформа»;
Акылбек Ташбулатов, ОФ «Центр содействия международной защите»;
Аделя Лаишева, Фонд расследовательской журналистики;
Чолпон Джакупова, правовая клиника «Адилет»;
Зейнеп Эшмуратова, ОФ «Центр защиты уязвимых групп населения»;
Мира Итикеева, ОО «Центр защиты детей»;
Чынара Жусупова, ОФ ЦПГО, Джалал-Абад;
Марс Тулегенов, ОО «Журналисты»;
Асель Оторбаева, ИА «24.kg»;
Vesti.kg;
Гулиза Абдыжапарова, ОО «Новый ритм»;
Тамара Валиева, медиаэксперт;
Айгуль Кыдырмышева, мастерская онкопациентов «Вместе ради жизни»;
телеканал «Апрель»;
«Клооп Медиа»;
Лейла Саралаева, «Новые лица»;
Кайыргуль Урумканова, GovoriTV;
ELGEZIT.KG;
ОО «Правозащитное движение «Бир дуйно – Кыргызстан»;
Асель Кубаныч;
Елена Воронина, медиаэксперт;
Зарема Касендеева, гражданский активист;
Ольга Труханова, ОФ «Помогать легко»;
Банур Абдиева, ЦГИ «Лидер»;
Эркайым Мамбеталиева;
Анэс Зарифьян, общественный деятель;
Айсулуу Айтбаева, ОО «Институт общественного анализа»;
Нургуль Ишенбекова, ОФ «Реабилитационный центр «Орнок»;
Доктургуль Кендирбаева, МОФ «Инициатива Розы Отунбаевой»;
Савия Хасанова, ОО «Инвестиционный круглый стол»;
Нурлан Асаналиев;
Айжан Мусаева, Центр регионалистики и развития;
Жылдыз Куватова;
Мээрим Кадыркулова;
Гульжан Байбетова, ОФ «Женская демократическая сеть»;
Софья Березовская;
Асель Дооранова;
Азамат Аттокуров;
Гульнара Орозбекова;
Назик Кыдырмышева;
Айбек Турдалиев, медиаэксперт;
Джамиля Кооман;
Бонивур Ишемкулов, член Союза журналистов КР;
Чынара Сыдыкова, «Рентген медиа»;
Равшан Личаню, ТV1KG;
Алена Хоменко, ОО «Креативное пространство»;
Адмир Курман;
Эдир Бова, ассоциация «Таза шайлоо»;
Нурланбек Нышанов, народный артист КР;
Салтанат Таджибаева;
Булат Сатаркулов, ОФ «Поколение XXI»;
Чинара Ашимова;
Хаким Юсупов, НИК «ТРК»;
Аис Асаис;
Фатима Каракай;
Владислав Ушаков, ОО «Союз фотожурналистов»;
Айгуль Аликанова;
Чолпон Жанадил;
Асель Шаяхметова;
Сайкал Эсеналиева;
Кундуз Чомонова;
Хадича Харсанова, 3B Media;
Кубанычбек Токтосунов, общественный и политический деятель;
Евгений Тисленко, ассоциация «Индустриальный медиакомитет»;
Эсенгазы Толон;
Тынчтыкбек Жанадылов, ОО «Steps to Success»
Нурия Темирова, Фонд глобальных перемен,
Хамдамов Тахир, ОО «Айбек»,
Гульнара Айтпаева, КИЦ «Айгине»,
Мээрим Осмоналиева, ОБФ «Ойсис»,
Настя Колодяжная
Эркин Мамкулов
Гульхан Борубаева, Движение Зелёных Кыргызстана
Нургуль Мусаева
Нурхан Жумабаева, ОО «Детство без диабета»
Айдай Алымова
Тажикан Шабданова, ОФ » За межлународную толерантность»
Мээрим Осмонова, OKNO 101;
Бектурсун Такелеев
Аида Тологонова
Ниязбек Кулумбаев
Гульнара Ускенбаева
Перизат Суранова
Галия Хурова, ОО «Утуул»
Атыр Абдрахматова
Сумсарбек Мамыралы
Султан Боконбаев
Кристина Махничева
Бердибек Алаков
Кундуз Курбанова
Азат Эрнис
Майя Ташкул
Ольга Аксенова
Ассоциация молодежных организаций Кыргызстана (АМОК):
Нора Суюналиева, ОФ «Pro LEX»;
Адылжан Шамшиев, ОО «Бинго»
Нурали Пайзиев, ОФ «Кулунду жаштар уюму»
Элийзар Тилебалды уулу, ОФ «Институт развития молодёжи»
Акмарал Сатинбаева, ОО «Youth of Osh»
Салия Акулова, ОО «Агенты перемен»
Айбар Султангазиев, ассоциация «Партнёрская сеть»
Мамажунусова Дильбархан, ОФ «Ирет»
Айгуль Насирдинова
Улан Сейитбеков.
Материалы по теме:
Гражданские организации призывают депутатов отклонить законопроект «О манипулировании информацией»
Коллаж на превью: фото пресс-службы президента и рисунок Татьяны Зеленской.