Про опыт Интерньюс в КР в борьбе с дезинформацией и фейками

 

Директор Представительства Интерньюс в КР Элина Каракулова на V  Центральноазиатском форуме по управлению интернетом выступила с обзором ситуации с дезинформацией и фейками в стране.

 

 

Элина Каракулова отметила рост масштабов фейковой информации и дезинформации в последние годы. Замечено, что фейковые аккаунты в социальных сетях активизируются во время выборных кампаний в республике.

 

Исследования показывают, что в общем объеме 49 процентов информации оказалось фейковой.

 

Фейковые новости имеют тенденцию быстрого распространения в связи с низким уровнем медиаграмотности населения, снижением общего уровня образования и неумением отфильтровать материалы на предмет достоверности.

 

В прошлом году Интерньюс запустил национальную платформу «МедиаБлокПост» по борьбе с фейками, дезинформацией во время пандемии. Пять редакций объединились, была  усилена основная платформа factcheck.kg.

 

В итоге этой консолидации медиа удалось справиться с потоком фейковых новостей, которые создавали панические настроения у населения во время пандемии COVID-19.

 

Совместное противодействие дезинформации было важно продолжить во время  выборной кампании в парламент 2020-го и политического кризиса, когда имели место манипуляции общественным мнением и черный пиар.

 

Также фактчекеры быстро реагировали на вызовы во время пограничного конфликта Кыргызстана и Таджикистана весной 2021 года.

 

Отсутствие и поздний выход официальной информации способствовали возникновению множества слухов, что нагнетало враждебность в отношениях между соседними странами.

 

 

В 2020-м Facebook деактивировал три крупнейшие троллинг-фермы, которые занимались манипулированием в преддверии парламентских и президентских выборов. Было выявлено, что фейковые аккаунты играли одновременно в пользу нескольких сторон.

 

По словам Элины Каракуловой, Интерньюс поддержал работу групп мониторинга социальных сетей, базы потенциальных троллей отправлялись напрямую в Facebook, на основе мониторинга вышли журналистские расследования. Общество стало понимать тренды, причины и пики активности троллей и кто за этим стоит.

 

Также она отметила важность мониторинга языка вражды совместно со Школой миротворчества и медиатехнологий. Выяснилось, что 90 процентов языка вражды – это онлайн-комментарии и тролли как один из основных источников языка ненависти.

 

В заключение Элина Каракулова подчеркнула важность инвестирования в фактчекеров, поддержку расследователей, сотрудничество с глобальными платформами, поощрение профессиональной журналистики и повышение цифровой и медиаграмотности аудитории.

 

– Журналистам важно публиковать опровержения, фокусироваться на людях и деньгах, стоящих за дезинформационными кампаниями, – заявила Элина Каракулова.

 

 

Полную презентацию смотрите ниже:

 

 

Поделиться