Проект TRACK. «ПолитКлиника» расследовала сомнительные сделки на Каиндинском кабельном заводе
В рамках проекта TRACK онлайн-издание провело расследование по сделкам вокруг Каиндинского кабельного завода.
Были обнаружены коррупционные схемы и участие в них экс-супруги депутата Алиярбека Абжалиева Гульсары Сулаймановой и ГКНБ.
Полная версия по ссылке:
Передача убыточного завода в Каинды новым владельцам. В сделке видны следы экс-жены депутата и спецслужб
В расследовании отмечается, что цеха и территория убыточного завода в Каинды перешли компании, связанной с бывшей женой Алиярбека Абжалиева. После передачи имущества предприятия государство, владеющее 24,79 процента акций завода, фактически осталось ни с чем, а сама сделка происходила на фоне операции спецслужб.
Алиярбек Абжалиев – депутат ЖК в двух созывах. В последний раз в 2015 году прошел в парламент по списку партии «Республика – Ата Журт». Основная часть карьеры проходила в таможенной сфере. Общественности его имя до определенного времени было неизвестно. О нем широко заговорили, когда он стал сватом экс-президента Сооронбая Жээнбекова: его сын женился на дочери главы государства.
«ПолитКлиника» подчеркивает, что пришедшие в 2018 году новые акционеры и вовсе передали имущество завода другой компании в обмен на погашение долгов предприятия. После этого Каиндинский кабельный завод фактически остался без своих производственных мощностей – промышленных зданий и территории – и теперь существует только лишь на бумаге.
Владельцы имущества завода кыргызская компания «Металл-Кен» обещала запустить новое предприятие на базе старого, но не для производства кабелей, а для переработки металла. Однако сделка по передаче имущества, возможно, оказалась не столь обычной, как ее преподносили.
Как выяснили журналисты «ПолитКлиники», в передаче имущества была замешана Гульсара Сулайманова, экс-жена Алиярбека Абжалиева, сватья экс-президента Сооронбая Жээнбекова. Ее родственники передали ей имущество завода, войдя в состав акционеров убыточного предприятия.
Сам процесс переписывания имущества сопровождался другим событием – операцией спецслужб в отношении пользователей основного цеха предприятия.
Фонд по управлению государственным имуществом Кыргызстана (ФУГИ), владеющий 24,79 процента акций завода, остался недоволен тем, что государство по итогам передачи имущества осталось ни с чем, и пытается через суд отменить итоги собрания акционеров.
Алиярбек Абжалиев утверждал, что его бывшая жена самостоятельно ведет бизнес, а он в него не вмешивается. Его экс-супруга оказалась недоступна для комментариев. Само новое предприятие надеется скоро запуститься при поддержке нового правительства.
После публикации этого расследования редакция «ПолитКлиники» получила письмо о том, что компания «Металл-Кен» выкупит 24,79 процента акций государства в ОАО «Каиндинский кабельный завод».
Подробнее:
«Металл-Кен» заявил о готовности выкупить госпакет в Каиндинском кабельном заводе
По словам директора «Металл-Кен» Вань Шиэня, компания купит долю государства «во избежание необоснованных спекуляций с историей приобретения имущественного комплекса».
«Металл-Кен» был и остается добросовестным налогоплательщиком. Так, платежи в бюджет и социальные отчисления предприятия превысили 23 миллиона сомов, что свидетельствует о том, что с запуском завода [компания] войдет в число крупнейших налогоплательщиков страны», – написал в письме директор компании.
Заявление компании – реакция на материал «ПолитКлиники» о передаче имущества кабельного завода в Каинды новым владельцем при помощи бывшей жены депутата Алиярбека Абжалиева Гульсары Сулаймановой и ее родных и на фоне проходивших действий спецслужб.
Компания опровергла, что экс-жена депутата играла посредническую роль, и заявила, что собрание акционеров по передаче имущества завода прошло в соответствии с регламентом, с чем были не согласны в ФУГИ.
ФУГИ подал в суд, чтобы добиться отмены решения акционеров о передаче этого имущества. В 2018 году владельцами контрольного пакета акций Каиндинского кабельного завода стали родственники Гульсары Сулаймановой, которые передали имущественный комплекс «Металл-Кен», где она была одной из совладельцев вместе с китайскими инвесторами.
Сейчас «Металл-Кен» возводит на месте Каиндинского кабельного завода новое предприятие – завод по обработке металлов. Компания ожидает запуститься во втором квартале 2021 года, из-за пандемии коронавируса предприятие не смогло запуститься в 2020-м.
«Компания прилагает значительные усилия к обеспечению своевременной поставки из КНР оставшегося оборудования, приезду иностранных специалистов и проведению пусконаладочных работ», – написал в письме директор Вань Шиэнь.
Само акционерное общество «Каиндинский кабельный завод» после передачи своего имущества новым владельцам фактически осталось без своих производственных мощностей, а предприятие перестало существовать.