Свобода слова в новом проекте Конституции
Интерньюс в КР совместно с Институтом медиа полиси провел вебинары по разъяснению новшеств в проекте Конституции, предлагаемом на референдум.
По последней информации, комитет ЖК одобрил проект 2 марта, и парламент намерен передать его в ЦИК, рекомендуя выставить на всенародное голосование 11 апреля, в день выборов в местные кенеши.
Юрист ИМП Нурбек Сыдыков проанализировал основные статьи проекта Основного закона в редакции от 9 февраля 2021 года, касающиеся свободы слова.
Положительные моменты
Статья 10
Нурбек Сыдыков отмечает, что в действующей редакции есть ПРАВО ДЛЯ КАЖДОГО НА ПОЛУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ. Однако в этой статье есть противоречивые нормы.
В пункте, касающемся информационной безопасности, не прописано, какие органы будут обеспечивать ее. Реализация этой нормы должна быть прописана в других законах и нормативных актах.
Статья 29
Положительно, что важные нормы остаются и в проекте появилась норма, что никто не может быть подвергнут уголовному преследованию за свободу выражения мнения.
Статья 32
Она осталась в том же виде.
Пункт 4 гласит, что запрещается пропаганда национальной, расовой, религиозной ненависти, гендерного и иного социального превосходства. Это заложено в международном пакте о политических правах. Эти нормы должны быть обязательно отражены.
Статья 33
Юрист подчеркивает, что в проекте от 17 ноября 2020 года этой нормы не было.
Это очень важно, потому что каждый имеет право получать информацию и принимать участие в решении вопросов государственной важности. Мы должны знать, как работают госорганы, куда расходуются бюджетные деньги и т. п.
Статья 63
В ней запрещается принятие законов, ограничивающих свободу слова и СМИ.
Такой нормы не было в действующей Конституции и предыдущих редакциях.
Юрист ИМП считает, что на первый взгляд кажется, что все замечательно прописано в плане свободы слова, но есть новшества, которые перечеркивают позитивные нововведения.
Негативные моменты
Статья 10 содержит пункт, по которому в целях защиты подрастающего поколения мероприятия, противоречащие моральным и нравственным ценностям, общественному сознанию народа КР, могут ограничиваться законом.
По этому пункту больше всего возражений, поскольку неизвестно, кто будет устанавливать противоречия и определять морально-нравственные критерии.
«Эта норма перечеркивает все, что было указано выше, – заметил Нурбек Сыдыков. – По нашему мнению, ее не должно быть. Чересчур широкие формулировки, которые можно трактовать по-разному, в этом мы видим определенную угрозу и будем настаивать, чтобы эту норму убрали».
Международные стандарты о понятии нравственности
Под предлогом воспитания подрастающего поколения исключаются свобода выражения мнения и свобода слова.
Статья 23
В ней говорится, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены Конституцией и законами в целях защиты национальной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и свобод других лиц.
ИМП попросил инициаторов проекта, чтобы эта норма была включена, как в действующей Конституции.
Статья 8
Политические партии, профсоюзы и другие общественные объединения обеспечивают прозрачность своей финансовой и хозяйственной деятельности.
Впервые на конституционном уровне поднимают этот вопрос.
ИМП попросил убрать и «другие общественные объединения».
Статья 23
ИМП отмечает, что граждане не могли полноценно принять участие в общественном обсуждении проекта Конституции и не могут уже вносить поправки.
Нурбек Сыдыков подчеркнул, что имеются нарушения сроков общественного обсуждения и стоит вопрос легитимности самой Конституции.
Проект должен был пройти общественные обсуждения не менее чем в течение месяца со дня опубликования проекта, пройти все виды экспертиз: правовую, лингвистическую, гендерную, социально-экономическую и т. п.
Также нужно посмотреть проект на предмет соответствия международным обязательствам.