Свобода слова в новом проекте Конституции

Интерньюс в КР совместно с Институтом медиа полиси провел вебинары по разъяснению новшеств в проекте Конституции, предлагаемом на референдум.

 

По последней информации, комитет ЖК одобрил проект 2 марта, и парламент намерен передать его в ЦИК, рекомендуя выставить на всенародное голосование 11 апреля, в день выборов в местные кенеши.

 

Юрист ИМП Нурбек Сыдыков проанализировал основные статьи проекта Основного закона в редакции от 9 февраля 2021 года, касающиеся свободы слова.

 

Положительные моменты

 

Статья 10

 

Нурбек Сыдыков отмечает, что в действующей редакции есть ПРАВО ДЛЯ КАЖДОГО НА ПОЛУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ. Однако в этой статье есть противоречивые нормы.

В пункте, касающемся информационной безопасности, не прописано, какие органы будут обеспечивать ее. Реализация этой нормы должна быть прописана в других законах и нормативных актах.

 

Статья 29

Положительно, что важные нормы остаются и в проекте появилась норма, что никто не может быть подвергнут уголовному преследованию за свободу выражения мнения.

 

 

Статья 32

Она осталась в том же виде.

 

Пункт 4 гласит, что запрещается пропаганда национальной, расовой, религиозной ненависти, гендерного и иного социального превосходства. Это заложено в международном пакте о политических правах. Эти нормы должны быть обязательно отражены.

 

Статья 33

Юрист подчеркивает, что в проекте от 17 ноября 2020 года этой нормы не было.

Это очень важно, потому что каждый имеет право получать информацию и  принимать участие в решении вопросов государственной важности. Мы должны знать, как работают госорганы, куда расходуются бюджетные деньги и т. п.

 

Статья 63

В ней запрещается принятие законов, ограничивающих свободу слова и СМИ.

Такой нормы не было в действующей Конституции и предыдущих редакциях.

Юрист ИМП считает, что на первый взгляд кажется, что все замечательно прописано в плане свободы слова, но есть новшества, которые перечеркивают позитивные нововведения.

 

Негативные моменты

Статья 10 содержит пункт, по которому в целях защиты подрастающего поколения  мероприятия, противоречащие моральным и нравственным ценностям, общественному сознанию народа КР, могут ограничиваться законом.

По этому пункту больше всего возражений, поскольку неизвестно, кто будет устанавливать противоречия и определять морально-нравственные критерии.

 

«Эта норма перечеркивает все, что было указано выше, – заметил Нурбек Сыдыков. – По нашему мнению, ее не должно быть. Чересчур широкие формулировки, которые можно трактовать по-разному, в этом мы видим определенную угрозу и будем настаивать, чтобы эту норму убрали».

 

Международные стандарты о понятии нравственности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Под предлогом воспитания подрастающего поколения исключаются свобода выражения мнения и свобода слова.

 

 

Статья 23

 

В ней говорится, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены Конституцией и законами в целях защиты национальной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и свобод других лиц.

ИМП попросил инициаторов проекта, чтобы эта норма была включена, как в действующей Конституции.

 

Статья 8

 

 

Политические партии, профсоюзы и другие общественные объединения обеспечивают прозрачность своей финансовой и хозяйственной деятельности.

Впервые на конституционном уровне поднимают этот вопрос.

ИМП попросил убрать и «другие общественные объединения».

 

Статья 23

 

ИМП отмечает, что граждане не могли полноценно принять участие в общественном обсуждении проекта Конституции и не могут уже вносить поправки.

Нурбек Сыдыков подчеркнул, что имеются нарушения сроков общественного обсуждения и стоит вопрос легитимности самой Конституции.

 

Проект должен был пройти общественные обсуждения не менее чем в течение месяца со дня опубликования проекта, пройти все виды экспертиз: правовую, лингвистическую, гендерную, социально-экономическую и т. п.

 

Также нужно посмотреть проект на предмет соответствия международным обязательствам.

Поделиться