Законопроект «О манипулировании информацией» предлагает ужесточить контроль за контентом в интернете
В парламенте Кыргызстана вынесли на общественное обсуждение законопроект «О манипулировании информацией». Инициаторы – депутаты Гульшат Асылбаева и Айнура Осмонова.
В справке-обосновании отмечается, что «актуальность законопроекта обусловлена тем, что действующее законодательство КР не регулирует правоотношения, связанные с распространением информации в интернет-пространстве».
Также дается ссылка на зарубежный опыт:
1 января 2018 года в Федеративной Республике Германия вступил в силу Закон «Об улучшении правоприменения в социальных сетях», или «закон о Facebook», как чаще всего его называют в самой стране. Основная цель закона, согласно пояснительной записке, – защита свободного, открытого и демократического общества, а также борьба с языком вражды и распространением фейков.
Ярким примером борьбы с «фейковыми новостями» в государствах Евросоюза стала Франция. Так, 20 ноября 2018-го национальное собрание Франции приняло в третьем чтении законопроект «О манипулировании информацией», призванный бороться с «фейковыми новостями» в предвыборный период. Законопроект был инициативой президента Эмманюэля Макрона.
В Великобритании в апреле 2019 года представлены меры по онлайн-безопасности, призванные сделать британский интернет «самым безопасным в мире». Меры обязывают технологические компании защищать своих пользователей от контента, связанного с терроризмом, насилием, детской порнографией или распространением дезинформации.
Очевидно, что депутаты ЖК инициировали этот проект, исходя из практики стран ЕС.
Согласно законопроекту, распространение ложной или недостоверной информации в интернете не допускается, и владелец сайта или страницы, на которых размещается информация, обязан обеспечивать соблюдение законодательства.
По задумке нардепов, при выявлении ложной или недостоверной информации уполномоченный государственный орган выносит решение о досудебном ограничении доступа к информации, имеющей признаки как ложной или недостоверной, а в случае игнорирования уведомления обращается в судебные органы. В законопроекте также прописано, что провайдер обязан предоставлять судебным органам информацию о пользователях.
Доступ к интернету возобновляется в следующих случаях:
- по мере устранения причины, повлекшей ограничение доступа;
- по решению суда, вступившему в законную силу.
Для пользователей интернета и владельцы сайтов/страниц в законопроекте прописаны следующие обязанности:
- указать на сайте или странице свою фамилию, инициалы и электронный адрес для направления «юридически значимых сообщений»;
- не допускать распространения на сайте или странице ложной и недостоверной информации;
- ограничивать доступ к ложной информации незамедлительно;
- обеспечить соответствие информации требованиям законодательства КР.
Голосовые, текстовые и другие сообщения предлагается хранить полгода:
«Провайдер обязан хранить на территории КР информацию о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или иных электронных сообщений пользователей интернета и информацию об этих пользователях в течение шести месяцев с момента окончания осуществления таких действий».
Полный текст законопроекта здесь.
Источники: kenesh.kg, rus.azattyk.org