Исследование «Язык вражды в предвыборном дискурсе КР». Выпуск 2
Школа миротворчества и медиатехнологий в ЦА при поддержке проекта «Медиа-К» Интерньюс в КР, финансируемого Агентством США по международному развитию (USAID), представляет 2-й выпуск продолжающегося мультиязычного медиамониторинга «Язык вражды в предвыборном дискурсе КР», который проводился с 29 сентября по 15 ноября 2021 года.
За этот период эксперты проанализировали материалы о предстоящих парламентских выборах, размещенные на 66 онлайн-ресурсах, включая пользовательский контент в группах и персональных аккаунтах в Facebook, Twitter, Instagram и YouTube.
Анализ динамики зафиксированного языка ненависти показал его небольшой рост (+1,5%) в сравнении с предыдущим периодом исследования.
Диаграмма 1. Тренды по видам нетерпимости в проанализированных материалах за два периода медиамониторинга, %
Если в прошлый период медиамониторинга было зафиксировано восемь трендов, то сейчас – десять. Эксперты заметили «возвращение» троллей в предвыборный дискурс, который в этом отчете анализировался как отдельный вид публичных высказываний.
В троллинге были обнаружены схожие нарративы, разделительный язык, клише, тональность и коннотации, которые документировались год назад, в период парламентской кампании и во время внеочередных президентских выборов в декабре прошлого и в январе 2021 годов. Данный факт, по мнению исследователей, указывает на то, что в Сети работают прежние команды троллей, хотя и под другими никами, а их месседжи очень часто нацелены на те же персоны, которых они атаковали ранее.
В октябре-ноябре в дискуссиях снизилось использование неэтичных метафор по отношению к оппонентам. Одновременно возросло использование языка ненависти по другим категориям – этнической, гендерной, языковой.
Среди других выводов отмечается низкая активность СМИ в сравнении с прошлогодней парламентской кампанией, когда медиасреда была насыщена информацией, альтернативными материалами о партиях и свободными обсуждениями на интернет-форумах.
Комментарии под новостями о парламентских выборах на многих информационных лентах либо не публикуются, либо фильтруются и сильно модерируются. Лидеры мнений в интернете тоже менее активны и осторожны, что заметно по их контенту.
Сейчас это пространство немного сузилось, и, похоже, имеет место самоцензура у журналистов и некоторых пользователей, отмечают исследователи.
Возможно, это связано с реакцией властей на критику со стороны кандидатов, и, как следствие, было озвучено предостережение в адрес претендентов «ответить за свои слова».
Пакет рекомендаций по результатам всех периодов медиамониторинга будет опубликован в финальном докладе в декабре. А на промежуточном этапе эксперты напоминают, что критика политических оппонентов, различных идеологий и религиозных организаций не должна иметь запрета в дискуссиях, так как это право находится в рамках международных стандартов плюрализма и свободы слова.
Выпуск 2 (скачать здесь) на русском языке