Представляем 1-й выпуск продолжающегося медиамониторинга «Язык вражды в предвыборном дискурсе КР»
Школа миротворчества и медиатехнологий в ЦА при поддержке проекта «Медиа-К» Интерньюс в КР, финансируемого Агентством США по международному развитию (USAID), представляет 1-й выпуск продолжающегося медиамониторинга «Язык вражды в предвыборном дискурсе КР», который проводился с 28 августа по 28 сентября 2021 года.
В течение месяца исследователи изучали тренды, динамику языка ненависти, анализировали, какие формы и типы ненавистнического контента на тему предстоящих выборов в Жогорку Кенеш больше распространены в отобранных для анализа 63 онлайн-ресурсах, включая пользовательский контент, размещенный на форумах, в группах и персональных аккаунтах в Facebook, Twitter и Instagram.
Эксперты отмечают, что уровень задокументированного языка вражды в первоначальном периоде текущей избирательной кампании составил 3,5%, что на 2% ниже, чем в первоначальном периоде в прошлом году перед парламентскими выборами – 2020.
Это связано с рядом факторов, повлиявших на публичный дискурс. Среди них – «опоздание» выборов на год из-за политических и конституционных изменений в стране, ситуация с пандемией COVID-19, актуальность других общественных проблем, таких как повышение тарифов на электроэнергию, рост цен, передача золотодобывающего рудника «Кумтор» в государственное управление, инвентаризация большого пакета законов в соответствии с новой Конституцией.
Среди других выводов указывается, что внимание распространителей ненависти больше нацелено на известных политиков и действующих депутатов ЖК, которые уже объявили о своем намерении баллотироваться, а также на женщин-кандидаток и сторонниц политических партий. Замечено использование в дискуссионных группах уничижительных клише, конфликтогенных стереотипов, противоречивой и непристойной лексики, а также негуманных метафор и эмоциональных, оценочных, экспрессивных и культурных коннотаций.
Диаграмма. Тренды по видам нетерпимости в проанализированных материалах, %
В докладе приводятся сравнительный анализ обнаруженного языка вражды и восемь тенденций, по которым изучался задокументированный ненавистнический контент.
На промежуточном этапе данного исследования эксперты рекомендуют вести борьбу с языком ненависти в СМИ и интернете с позиции понимания права на свободу выражения и этических стандартов.
В период предвыборных кампаний очень важно сохранить плюрализм в дискуссиях. Поэтому необходимо осознание того, что язык вражды имеет гибкую структуру и может быть негативно-оценочным – допустимым с точки зрения свободы и противоправным, который криминализуется законодательством.
СМИ рекомендуется работать с ненавистническими комментариями на форумах под новостями и в социальных сетях, но не ограничиваться лишь удалением контента или запретом на обсуждение.
Деятельность в этом направлении может быть сфокусирована не только на верификации комментариев, но и на установлении обратной связи с распространителями ненависти, как для выявления их истинных целей, так и для переформатирования дискуссии.
При освещении предвыборных кампаний важно, чтобы СМИ показывали распространителей ненависти в контексте с помощью расследований, а также беспристрастно показывали аудитории истинные намерения авторов языка вражды.