Интерньюс в КР проводит трехдневный семинар по медиаграмотности для акынов-импровизаторов
Первая серия тренингов посвящена самопознанию, медиаграмотности, критическому мышлению, а также основам цифровой безопасности.
Сказители-импровизаторы узнают, как противостоять фейковым новостям, дезинформации и разжиганию ненависти.
Заместитель директора представительства Интерньюс в КР Назик Чекирова приветствует участников тренинга.
Координатор проекта по региональной журналистике Интерньюс в КР, Максуда Айтиева, познакомила участников с целями проекта и провела презентацию по медиаграмотности.
Максуда Айтиева рассказывает об информационном потоке в социальных сетях и как в нем ориентироваться.
Мелис Мураталиев, кыргызовед, президент ОФ «Бакдөөлөт», побеседовал с участниками о самопознании, самоопределении и идентичности кыргызов.
Мелис Мураталиев систематизировал знания участников об истории кыргызов и их месте в мире.
Туголбай Казаков, композитор, публицист, народный артист Кыргызстана, общественный деятель выступил с лекцией «Что делает акына сильным? Примеры истинных «жаратман» («созидатели»).
Тугелбай Казаков, высоко оценил инициативу Интерньюс по обучению медиаграмотности акынов-импровизаторов. Он отметил, что участие акынов в этом тренинге важно для их будущего.
Общественный деятель, методолог, учредитель детского инновационного лагеря «Жетиген», Аймен Касенов рассказал о роли акынов в современных условиях и в продвижении медиаграмотности.
Касенов также провел презентацию о том, как научиться критически мыслить и важности критического мышления.
О проекте
В кочевом прошлом Кыргызстана акыны — это поэты-импровизаторы и певцы- играли важную роль в просвещении неграмотных сородичей.
Они открыто поднимали самые насущные проблемы общества, разоблачали социальные пороки, критиковали богачей и прославляли героев из народа и лучших людей человечества.
Кыргызские акыны-сказители и сегодня считаются совестью и голосом народа.
Большинство кыргызских акынов участвуют в национальном конкурсе сказителей-импровизаторов в жанре айтыша, которые обычно декламируют свои стихотворные импровизации в сопровождении комуза – трехструнного традиционного инструмента. В настоящее время конкурсы по айтышу набирают популярность на YouTube, а несколько каналов размещают десятки видеороликов состязаний акынов-импровизаторов для тысяч подписчиков.
Это показывает, что даже при небольшом продвижении в социальных сетях, сказители, исполнители в жанре айтыша могут получить хорошую аудиторию.
Проект «Медиа-К» отобрал и готов обучить 24 акына в течение двух семинаров.
Благодаря обучению и целенаправленным усилиям, они могли бы расширить аудиторию, используя культурно-исторический феномен традиционного сказительства и популярность этого жанра среди народа, чтобы донести до большего числа людей важную информацию в интересном для них формате.
После тренингов проект «Media-K» предоставит отобранным акынам финансовую поддержку, для популяризации разумного использования медиаконтента среди кыргызскоязычного населения. Помимо финансирования, будут предоставлены менторы для консультаций по сценариям, темам, распространению и т. д.
Предполагается, что сказители выпустят 30-40 видеороликов, продвигающих медиаграмотность среди широкого населения.
Итоговая цель обучения акынов: по завершению провести конкурс айтыша, и показать широкой аудитории важность потребления качественного, познавательного, культурного контента в сети, быть медиаграмотными и критичными, фильтруя негативный и вредоносный контент.