Как информировать население в условиях кризиса
В Бишкеке прошла Координационная встреча по вопросам взаимодействия госорганов с медиа, общественными организациями и гражданами в условиях кризиса.
На встрече экспертов, активистов и журналистов Айнура Темирбекова, заместитель руководителя службы информационной политики Администрации Президента КР, заявила о намерении совместно выработать меры по взаимодействию госорганов с медиасообществом во время кризисов.
— Когда случаются кризисы, в последние годы наши граждане мобилизуются и активно взаимодействуют, создают штабы и помогают гражданам. Все помнят, как мы объединились во время ЧС по covid-19, во время приграничного конфликта в Баткенской области в мае 2021 года, — отметила Темирбекова.
По словам Темирбековой, стоит задача, чтобы в любой чрезвычайной ситуации все органы четко знали свою задачу, сразу информировали общественность о происходящих событиях, чтобы пресс-службы госорганов работали слаженно и оперативно.
Также она отметила важность привлечения внимания зарубежных СМИ, чтобы формировать правдивое мнение о текущей ситуации. Из местных активистов и блогеров необходимо сформировать группу, которая на месте, где действует режим чрезвычайной ситуации, до приезда служб МЧС, могла информировать о происходящем.
Как заявила Айнура Темирбекова, благодаря поддержке посольства США в КР, более 100 сотрудников пресс-служб госорганов со всех регионов страны прошли обучение по актуальному освещению своей деятельности и продвижению в соцсетях. Участники узнали, как создавать аккаунты в популярных соцсетях и вести разъяснительно работу, используя современные технологии.
Директор представительства Интерньюс в КР Элина Каракулова отметила, что за два прошедших года страна пережила несколько кризисов, которые привели к введению режима ЧС и ЧП.
— Практически при каждой кризисной ситуации первое время создаётся информационный вакуум, который чреват негативными последствиями. Именно поэтому хочется разработать алгоритм действий для оперативного потока достоверной информации.
Каракулова сообщила, что все предложения и рекомендации участников встречи фиксируются и будут обобщаться медиаэкспертами. И в ближайшее время итоговый документ будет презентован.
Каракулова подчеркнула, что во время объявления ЧС наблюдается практика несогласованных действий со стороны госорганов и действуют ограничения на доступ к информации.
— Важно, чтобы разрабатываемый документ не ограничивал медиа и граждан в доступе к информации. Во время кризисов критически важно, чтобы журналисты получали оперативную информацию, а также могли делать репортажи с мест событий по определенному безопасному протоколу.
Мы работаем в такое время, когда в кризисные моменты, особенно в условиях информационного вакуума, идёт рост дезинформации и фейков, они могут опережать выверенную информацию. Были ситуации, когда наши фактчекеры не успевали реагировать из-за огромного потока фейковых новостей, поэтому важна поддержка групп фактчекеров— отметила она.
Также Каракулова отметила, что большая часть языка вражды, согласно проведенному мониторингу, создаётся искусственно, в основном троллинг-фермами. Поэтому мы уделяем большое внимание медиаграмотности журналистов и населения.
В ходе встречи были озвучены предложения и рекомендации, в том числе:
- о выработке памятки с правилами освещения в условиях кризиса;
- проведения обучающих семинаров для журналистов по безопасной работе в местах кризисов, стихийных бедствий или конфликтов;
- о необходимости обучения служащих правоохранительных органов, Пограничной службы и МЧС оперативному информированию;
- об обязательном использовании водяных знаков на фото, публикуемых в местных онлайн-ресурсах, чтобы они позже не использовались для создания фейкового контента.
Важно! В настоящее время идет сбор предложений и рекомендаций по теме. Их можно отправлять экспертной группе по адресу: [email protected]
Координационная встреча прошла благодаря содействию проекта «Медиа-К» представительства Интерньюс в КР при финансовой поддержке USAID.