Медиакритика. Лонгрид «Всем выйти из Нарына» Рахат Айсалкын кызы

Участница проекта по развитию медиакритики в КР  Рахат Айсалкын кызы создала впечатляющий лонгрид «ВСЕМ ВЫЙТИ ИЗ НАРЫНА» который посвящен разбору работ мастеров отечественного кинематографа и живописи.

Это экспериментальный поиск автором словесных форм для описания личных ощущений от того состояния, в котором, по ее мнению, находится страна после 30-ти с лишним лет независимости.

 

 

 

Практически религиозное послание о спасении с апокалиптичным названием «Акыркы сабак» вышел вслед за тридцатилетием одной «живописной высокогорной республики», главной героини этого сериала. Срока давности для того, чтобы его посмотреть и рассмотреть, нет, пока существует сама страна (через несколько дней ей 31). А это, видимо-невидимо, главное, что свербит её из самой глубины — есть ли я, буду ли. Толук кандуу, не провозглашённо.

В опережение созерцательным самоприговорам «Качан оңолобуз?» («Когда мы исправимся?») и «Кайда баратабыз?»

( «Куда мы катимся?»)  вопрос клонится к «Жок болуп кетебиз го», ( «Да, мы исчезнем») выгибается в полный рост восклицания, съеживается до точки утверждения и вновь выходит из себя. Так по кругу экзистенциональной иглой стегается оймо  (орнамент) великой смерти, внутри которого вышить (последнее) утешение взялся Руслан Акун. Проберемся к нему без какой-либо спешки, сохраним традиции (пока они не сохранили нас).

 

 

Юбиляры-биполяры

 

 

«Вот уже 30 лет как, вот уже 30 лет как». Молитва крепнущей безысходности при некрепнущем положении дел под ручку сопроводила нас к юбилейному алтарю нарядно-голыми. Двадцатый год помял (ковид, переворот), двадцать первый продолжил шлифовать (граница), и не то, чтобы двадцать второй думает кого-то оставить в покое (в целом мире). Это, «аказца», только казалось, что коллапс на кыргызской стороне осёдлан как стиль жизни — насыщенность последних переживаний залила сплошным те участки, которые еще можно было бы разукрасить в «светлое будущее» в «светлом будущем». Никакого праздника, зато какие похороны.

 

В год юбилея заупокойное — или предупокойное, кому как — самочувствие прозвучало трижды (куда мы без мистическо-символического).

 

Сначала тост произнесла живопись.

 

Шестеро на кладбище. Очевидно, сообщники. Наверное, из дружной группировки. Солидные пóльта, лукавая скорбь. Пять калпаков, на голове у шестой что-то изысканное. Биздин жетекчилер («наши руководители», то есть те, кто у власти) логически хронологически — по возрастанию фатального и убыванию витального. Призрак того, кого эти фигуры решали-решали и порешали, мглится на фоне дымчатым облаком. Теряющая контур карта «второй Швейцарии», но не первого Кыргызстана, как в самых звонких обещаниях бывших, наконец, цифровизируется. Ну и что, что в потусторонний формат. Соу хеллоу фром зи азэр сайд, — өтүп кеткен ( «умершая», в дословном переводе «перешедшая») покойнице остаются немой укор и урок. Акыркы урок.

 

Я не научился жить один, и у меня на это 5,5 причин

 

 

«Ата-Бейит» Таалайбека Усубалиева хедлайнерил выставку «Новый социальный реализм». Под кураторством Гамала Боконбаева она открылась аккурат перед тридцатником Кыргызстана и «выстрелила» — одной работой. Людей караванами притянуло в музей ИЗО посмотреть, кто же их угробил. Несколько дней наблюдая за ктовиноватским паломничеством, я грезила, что мы действительно завершаемся — в своём наивном и удобном воплощении быть частичными, а целое полагать на чоңдор, «больших людей» (на картине 2 метра на 4 размеры президентов почти совпадают с натурами; что ни говори, а работали они в полный рост). Это уже моя поверхностность, конечно. Умереть не всегда просто. Даже когда созрело.

 

 

Полный текст — здесь.

 

Медиакритика – внутрикорпоративный жанр журналистики, призванный производить анализ деятельности и прогнозы развития СМИ в целом, оценку работы отдельных редакций и авторов, осмысление их творческого уровня. Кто-то из американских колумнистов метко обозначил, что медиакритические статьи – это форма “глубокой журналистской подотчетности”. Перед коллегами по цеху и перед аудиторией СМИ.

 

Тренер и ментор проекта Интерньюс в КР по развитию жанра медиакритики – известный российский журналист и медиаконсультант Илья Клишин.

 

Для информациина сайте internews.kg есть специализированная рубрика “Медиакритика”, в которой свободные авторы публикуют свои медиакритические материалы на кыргызском и русском языках. С их статьями можно ознакомиться здесь.

 

Поделиться