Журналистика: незащищенная, опасная профессия
В Кыргызстане часты случаи, когда журналистов избивают во время исполнения ими своих професcиональных обязанностей. Виновных редко находят и привлекают к ответственности, но большинство остаются безнаказанными.
17 сентября на центральной площади Оша был избит корреспондент международного интернет-издания «Голос Америки», Давронбек Насибхонов.
«Я журналист: посмотрите видео, которое я снял», — крикнул я. Они били меня со всех сторон. Тогда я потерял сознание…»
«Я хотел сделать стендап о сборе гуманитарной помощи пострадавшим от вооруженного конфликта на кыргызско-таджикской границе.
Я сделал стендап на узбекском.
Когда я проверял его, подошла сотрудница патрульной милиции и спросила, кто я. Я сказал, что я журналист, и показал свое удостоверение. Как только я отошел от того места на 20-30 шагов, ко мне подбежали двое парней и взяли за руки. Они потащили меня в сторону парка. У одного в руках был нож. Там поблизости стоял вооруженный человек в военной форме. Я крикнул ему «Помогите!» Но он ничего не сделал. Мне сказали, что я «агент». На что я ответил: «Тогда позовите милицию или ГКНБ». Меня потащили. Собралось около 100 человек. Там была также и сотрудница патрульной милиции.
«Я журналист, посмотрите видео, которое я снял», — крикнул я. Они били меня со всех сторон. Тогда я потерял сознание», — сказал Давронбек Насибхонов.
Насипханов сообщил, что он пока еще не обращался в правоохранительные органы. В пресс-службе же Ошской городской милиции журналистам сообщили, что пострадавший журналист не обращался с заявлением, а стороны достигли соглашения.
«В случаях конфликта журналист должен принять все меры безопасности. Надо учить журналистов, как вести себя в таких случаях. Пострадавший журналист еще может обратиться к нам с заявлением», — сообщил руководитель пресс-службы Ошской городской милиции Замир Сыдыков.
Давронбек Насибхонов подвергся нападению также в 2014 году во время своей журналистской деятельности.
«Тогда я написал заявление. Было также видео, на котором были те, которые меня били. Меня вызывали в милицию и неоднократно допрашивали разные следователи. Наконец, позвонили и из ГКНБ. Однако результата не было», — сказал Насибхонов.
Журналистов избивают во время выборов, народных волнений и митингов, препятствуют их профессиональной деятельности.
Журналист Дастан Умотбай уулу также был избит во время митинга в 2020 году, а незнакомый человек пытался отобрать у него фотокамеру. Он написал заявление о воспрепятствовании его журналистской деятельности, так как не получил серьезных травм. Однако нападавшего не нашли, и дело было прекращено.
Дастан Умотбай уулу отметил, что при наличии солидарности в медиасообществе будет обеспечена безопасность журналистов и защищены их права.
«Среди журналистов нет солидарности. Большинство СМИ не сообщали об избиении журналиста»
» Милиция будет действовать только тогда, когда есть большой резонанс, есть недовольство правоохранительными органами. В противном случае они воспринимают это как обычное недоразумение, мелкое хулиганство и прикрывают дело как незначительное или даже не побеспокоятся открыть дело. Их не волнует, что работа журналистов важна, что это давление и посягательство на свободу слова. Есть еще одно обстоятельство: среди журналистов нет солидарности. Большинство СМИ не сообщали об избиении Насибхонова. А если бы был избит чиновник, это стало бы большой новостью. Журналисты, наоборот, начали обвинять своего пострадавшего коллегу: «наверное, он не был в жилете», «наверное, он сам спровоцировал». Из-за отсутствия солидарности нет и резонанса», — заявил независимый журналист Умотбай уулу.
В соцсетях высказывались разные мнения по поводу избиения журналиста. Одни призывали к пониманию и терпению во время вооруженного конфликта на кыргызско-таджикской границе, другие обвиняли в этом самого избитого журналиста.
«Сотрудники милиции должны были сказать собравшимся там людям, что журналист выполняет свои профессиональные обязанности, и попросить дать ему возможность работать»
Независимый журналист Аскер Сакыбаева говорит о необходимости повышения медиаграмотности общества в целом:
«Люди плохо разбираются в том, какие СМИ местные, республиканские и международные, какова их миссия, — и это большая проблема. Надо повышать медиаграмотность и правоохранительных органов. Они порой действуют не по закону, а идут на поводу негативного отношения людей к журналистам. Сотрудники милиции должны были сказать собравшимся там людям, что журналист выполняет свои профессиональные обязанности, и попросить дать ему возможность работать».
Руководитель медиашколы имени Таиржана Турсуналиева, Данияр Садиев считает, что причиной избиения журналиста стало отсутствие коммуникации между штабом гуманитарной помощи и журналистами.
«Насибхонов – узбекоязычный журналист, который также хорошо говорит по-кыргызски. У «Голоса Америки», где он работает, очень большая медийная аудитория. Медиа широко известна в СНГ, на Ближнем Востоке, в Афганистане. Насколько мне известно, она рассчитана на аудиторию, говорящую на афганском, пуштунском, фарси и узбекском языках. Это была хорошая возможность донести информацию о таджикской агрессии, позиции Кыргызстана, представить реальные факты. То, что корреспондента международной медиа ошибочно избили как «шпиона», произошло из-за того, что люди плохо разбираются в работе журналистов», — сказал Садиев.
В Кыргызстане проводится обучение журналистов, как принимать меры безопасности во время митингов, беспорядков и пограничных конфликтов. По мнению Аскер Сакыбаевой, обучение необходимо поднять на другой уровень:
«Да, журналистов обучают, как вести себя в пограничных конфликтах, что разрешено, какие действия и высказывания запрещены, но я не видел, чтобы это применялось на практике. Это очень деликатный вопрос. Не использовать язык вражды, что делать в случае вооруженного вторжения, — все это должно быть четко прописано. Журналист должен носить одежду с отличительными знаками, к какому представителю власти обращаться в случае угрозы, — таким вещам надо обучать еще более углубленно и интенсивно. Особенно необходимо обучать журналистов, проживающих в приграничных районах», — говорит Сакыбаева.
Данияр Садиев считает, что тренинги по безопасности по-прежнему актуальны из-за смены поколений в журналистике, а журналисты должны носить одежду и бейджики с надписью «PRESSA».
Общественное объединение «Журналисты» с небольшими перерывами почти 20 лет ведет мониторинг нарушений прав журналистов.
«Регистрация имеющихся фактов – это хорошая возможность для анализа того, кто, сколько раз и какие нарушил права журналистов, какая есть тенденция. Результаты мониторинга можно использовать для оценки деятельности правоохранительных органов. Однако же нельзя сказать, что в рамках мониторинга регистрируются все случаи нарушений прав журналистов: многие журналисты просто не пишут заявления, не желают возможных осложнений или не верят, что будут результаты от обращения в милицию», — говорит экс-руководитель общественного объединения Марат Токоев.
Из-за отсутствия финансовой поддержки сегодня мониторинг не ведется.
Институт Медиа Полиси оказывает юридическую помощь журналистам, чьи права были нарушены.
«Мы говорим, что журналисты должны защищать свои права, когда происходят нападения на них, угрожают им или причиняют ущерб их вещам. Чтобы государство отреагировало, нашло и наказало виновного, нужна важная цепь звена – заявление от журналистов. Закон таков: если нет заявления, то правоохранительные органы не будут действовать. Мы рекомендуем журналистам и редакциям обращаться в милицию. Когда есть заявление ИМП, и другие медиаорганизации могут требовать от правоохранительных органов, чтобы виновные понесли наказание», — отметила юрист Института Медиа Полиси Алтынай Исаева.
В Кыргызстане деятельность журналиста охраняется законом. В Законе «О защите профессиональной деятельности журналистов» указано, что профессиональные права, честь и достоинство журналистов охраняются законом, даются гарантии неприкосновенности журналистов при выполнении ими своих профессиональных обязанностей. Государство также гарантирует журналисту свободное получение и распространение информации, обеспечивает его защиту при осуществлении им профессиональной деятельности.
Закон написан безукоризненно, но хромает его исполнение. Без укрепления единства медиасообщества, без требования исполнения законов, работа журналистов будет оставаться опасной. Если сегодня избили одного журналиста СМИ, то завтра могут избить других…
Гульзат Газиева.
фото rus.ozodlik.org