Журналистское обучение — условие профессионализма. О нынешнем состоянии этого направления

*Перевод с кыргызского.

 

В Кыргызстане ежегодно проводится большое количество обучающих мероприятий по повышению профессионализма представителей медиа. Тренинги, обучающие программы организуют и проводят как международные организации, так и местные НПО и медиаорганизации. На это тратятся огромные средства и усилия.

Журналисты и редакции, прошедшие через обучение, успешно готовят журналистские расследвания на основе фактчекинга и открытых источников информации. Об этом мы подробно расскажем в нашем следующем материале.

В то же время встречаются коллеги, которые не пропускают ни одного тренинга, но после вновь продолжают работать в интересах определенных лиц, занимаются манипуляцией и пропагандой. Почему такое происходит, в чем причина и какие есть пути решения?

По мнению медиаменеджера Данияра Садиева, отдельные средства массовой информации не относятся с должным вниманием к вопросу обучения своих сотрудников:

«В этих СМИ не заинтересованы ни редактора, ни владельцы, ни люди, принимающие решение. Они отправляют сотрудника, думая, что тот 2-3 дня отдохнет в Бишкеке, или отправляют того, кто меньше всего занят. После — с них никакого спроса. Если СМИ будет платить за обучение журналиста, то они были бы более требовательны к нему. Однако, с другой стороны, не все СМИ имеют возможность оплатить обучение. У региональных СМИ бывали случаи, когда они не смогли попасть на очень нужные им тренинги».

Медиакритик Тынымгуль Эшиева привела в пример медиа, которые обучают журналистов и одновременно решают кадровые вопросы:

«Ряд независимых медиа открывают свои школы, организуют курсы, а лучших выпускников берут к себе в редакцию. Это тоже эффективный метод.

У того, кто платит, выхлоп больше», — говорит Эшиева.

Существует дилемма: сделать обучение бесплатным или платным. В то же время есть большое количество бесплатных онлайн курсов.

Сотрудник СМИ, пожелавший не раскрывать свое имя, признался, что не всегда полученные на тренинге знания можно применить на практике:

«Особенно при освещении общественно-политических событий приходится искать информацию согласно предварительной установке. В этом случае не приходится думать о нейтральности, балансе. В таких случаях мы руководствуемся не журналистскими стандартами, а пожеланием руководства», — признался он.

Медиатренер Марс Тулегенов считает, что многое зависит и от самого журналиста – участника тренинга:

«Журналисты часто из-за внутренних правил и требований в редакции, отсутствия условий не могут применить полученные во время обучения знания. Хорошо, когда есть возможность использовать эти знания, или есть другие возможности. Происходит смена поколений, есть стремление подняться на новый уровень. Во время обучения, получения новых знаний, появляется желание поменять место работы, уйти в другое СМИ, хочется расти. Поэтому нужно продолжать обучение», — считает Марс Тулегенов.

Самое главное, как считает Данияр Садиев, во главу угла нужно ставить потребность журналистов:

«Медиаорганизации, НПО сначала организуют тренинг, а потом начинают приглашать журналистов. Когда мы подаем грантовую заявку на тренинг по актуальной именно сегодня теме, то ее рассмотрение порой занимает год. За это время все может изменится – актуальность будет уже не та, или журналисты успеют получить знания на других тренингах».

Садиев в качестве возможных путей решений видит резиденцию, когда тренер и редакция работают в тесном взаимодействии, и видны реальные результаты.

Менеджер по коммуникациям и адвокации Фонда «Сорос-Кыргызстан» отметил, что все мероприятия в области медиа планируются и проводятся согласно спросу и требованиям журналистов и современным вызовам:

«Мы фиксируем все пожелания, высказанные на индивидульных или групповых встречах с нашими партнерами – редакторами и журналистами. Также учитываем потребности наших потенциальных партнеров, СМИ и журналистов. Помимо этого мы тщательно изучаем отчеты редакций и организаций, оказывающих поддержку медиа»,- сообщил Кубан Сагынбеков.

 

Сагынбеков добавил, что на обучающие мероприятия они приглашают в основном, опытных, квалифицированных партнеров, что они следят за результатами мероприятия, и по итогам дают соответствующие рекомендации. При оказании грантовой помощи СМИ, на всех этапах проекта проводится мониторинг, а результаты отображаются в годовом отчете.

Например, в отчете фонда «Сорос-Кыргызстан» за 2021 год отмечается, что «Программе развитие СМИ» было выделено $587 570, там же приведены результаты работы программы.

 

 

Однако не у всех международных и местных медиаорганизаций можно найти информацию о затраченных средствах на обучение и их результатах.

Руководитель Интерньюс в Кыргызстане Элина Каракулова отмечает, что наблюдается такая тенденция — если журналисты проходят долгосрочные менторские программы с длительным обучением, то всегда есть положительный и устойчивый результат.

В долгосрочном формате обучения мы работаем с дата-журналистами, расследователями, фактчекерами, региональными журналистами, пишущими в формате журналистики решений. В данном подходе есть большой плюс в том, что мы очень точечно инвестируем в конкретных людей и получаем изменения в качестве материалов. Именно поэтому за последние пять лет значительно увеличилось количество международных наград, которые получают журналисты из Кыргызстана. Однако, есть и минусы – такие программы дорогостоящие и не способны охватить большое количество журналистов. Тем не менее, мы верим в поступательную и продолжительную работу, так как она приносит существенные изменения в качестве медийных работ, — отмечает Элина Каракулова.

Тем, кто занимается манипуляцией и пропагандой, приходится бороться со своей совестью”

Медиакритик Тынымгуль Эшиева отмечает, что на эффективность обучения влияют много факторов:

«Раньше при проведении обучения не проводились мониторинги. Сегодня доноры уже задумываются над тем, какой долгосрочный эффект будет от обучения, какую мотивацию будет получать журналист в своей повседневной профессиональной деятельности и т.д. В последние годы все более популярными становятся стипендиальная поддержка и менторство.

А редакции могут развивать человеческие ресурсы, т.е. мотивировать кадры путем создания удобной среды для работы, увеличения зарплаты за повышение квалификации», — говорит она.

По словам Тынымгуль Эшиевой, в последнее время к обучающим мероприятиям стали меньше привлекаться представители государственных и провластных СМИ, медиасообщество раздроблено, а журналистам необходимо лучше понять свою миссию:

«Некоторые журналисты не понимают своей роли. Они не знают, что независимо от того, работаешь ли ты в частном медиа или в государственном СМИ, журналист должен служить, прежде всего, народу, обществу. Тем, кто занимается манипуляцией и пропагандой, приходится бороться со своей совестью», — говорит Эшиева.

 

Гульзат Газиева.

Поделиться