Что переживает независимое региональное медиа в южной столице
Студентка факультета журналистики и массовых коммуникаций АУЦА Нурай Озаева съездила в Ош и подготовила репортаж о том, в каких условиях работают региональные журналисты и как им приходится выживать.
Когда перманентно идет атака на свободу слова и независимые медиа, уверенное стремление региональных медиа быть четвертой властью на местах заслуживает большого уважения. В условиях отсутствия больших рекламных денег, квалифицированных кадров региональные журналисты T-Media (TMG) отстаивают право граждан на информацию и при скромных возможностях развивают свою конвергентность.
О буднях регионального (локального) медиа в нашем репортаже.
— Когда я отправилась изучать T-Media в южной столице, увидела совсем не то, что я себе представляла. Здание нуждалось в капитальном ремонте, офис был полон старой мебели, была заметна острая нехватка рабочего пространства, декораций для съемочного зала, техники.
Для начинающей журналистки, как я, которая впервые в жизни посетила офис новостной редакции, это показалось кошмаром. А ведь в голове я нарисовала себе совсем иной образ, собранный из разных фильмов, сериалов и интересных рассказов журналистов.
По мере того как узнавала моих коллег, впечатления менялись: появилось огромное уважение к редакции T-Media, когда узнала о ней больше.
1 001 препятствие
Как оказалось, была веская причина, почему редакция показалась мне «не презентабельной». Ей пришлось покинуть свой старый арендуемый офис еще в ноябре 2020 года – хозяева сказали, что там будет построена детская библиотека. Однако никаких строительных работ там нет. T-Media же придется еще долго работать в нынешнем здании, пока не построят «собственный офис».
Это далеко не единственный случай, когда заинтересованные лица создают препоны журналистам. Им очень часто звонят и просят не публиковать какой-либо материал либо советуют писать более лояльно.
По словам генерального директора Кубанычбека Жусанова, ему с такими просьбами в среднем звонят по три-четыре раза в день, хотя в дела редакции он никак не вмешивается, занимаясь только административными вопросами ТMG.
Он говорит, что порой узнает о темах публикации после того, как ему звонят и объясняют ситуацию. По тому, как он относится к этому с юмором, можно понять, что для редакции это уже в порядке вещей.
«Это нормальная практика для регионов, где любят звонить сразу директорам, начальникам и решать вопросы с ними. Я раньше говорил им, что я не вмешиваюсь в это дело, объяснял. Они уже поняли, что бесполезно мне звонить», – делится Кубанычбек Жусанов.
По его словам, в прошлом году даже отключали свет прямо перед эфиром.
«Мы зажгли свечи и на телефон снимали прямой эфир для Facebook», – делится гендиректор.
Больше всего работе редакции препятствуют во время выборов или митингов.
На последних выборах неизвестные люди напали только на журналистов T-Media, когда они выходили в прямой эфир. Отобрали у них телефоны и ими же били их по лицу. И таких случаев очень много.
«Бывает так, что после публикации журналистского расследования нас обвиняют в том, что нас купили. В таких случаях мы показываем и доказываем, что расследование – это не шутки. Редакция у нас сталкивается с множеством проблем, начиная от угроз и заканчивая необоснованными комментариями», – комментирует технический директор Жаныбек Муканбетов.
Дело иногда доходит и до суда. Когда T-Media делало материал для программы «Гражданский контроль» о работе одного из детских садов Оша, им звонили вплоть до выхода в эфир. Звонили генеральному директору, продюсеру, журналисту, просили не выпускать сюжет и даже угрожали.
«В конце концов мы выпустили этот материал в эфир, но заведующая написала заявление на нас, якобы журналист потребовал 500 долларов, вымогал у нее взятку. И мы с ней до сих пор судимся», – отмечает Кубанычбек Жусанов.
После этого расследования из других регионов писали люди с просьбой проверить детские сады.
Сейчас редакция определяет темы для своих читателей.
В отличие от других региональных СМИ в южной столице, T-Media активно проводит журналистские расследования. Им даже предлагали взятки несколько раз в виде денег и квартир.
«Но все уже поняли, что если мы начали, то дойдем до конца. Никакие угрозы, родственные отношения, сватовство не помогут. Мы гордимся, что у нас такая команда», – с гордостью говорит генеральный директор.
Круг «компенсации кадров»
Когда я пришла в редакцию, был самый разгар рабочего дня, журналисты были поглощены работой.
Доска планирования с актуальными темами
Мне было приятно увидеть много моих ровесников, у которых уже есть огромный багаж опыта.
Оказалось, что работать в основном приходят молодые люди, большая часть которых – студенты факультета журналистики. Кто-то работает в качестве SMM-менеджера, кто-то на сайте, меняясь местами каждые полгода или каждый «сезон», как у них принято называть эту практику.
Я переговорила с некоторыми молодыми журналистами.
– Вам нравится то, чем вы занимаетесь?
Наргиза: – Да, очень. Я работаю как мобильный журналист. Заканчиваю учебу, сейчас тут стажируюсь.
– То есть это в прямом смысле «мобильный», вы на телефон все записываете?
Наргиза: – Да, это у нас прямые эфиры, куда мы выходим каждый день. Если что-то случается, мы отправляемся [снимать]. Сейчас я была в рейде по эпидемиологической ситуации, чтобы узнать, носят ли люди маски. Они проверяли транспорт, и мы ходили по городу [с ними]. Вообще-то, когда я приехала сюда работать [в сентябре], я была в новостном отделе. Я делала сюжеты, монтировала, потом перешла на сайт. Короче говоря, пока ищу себя.
Тут может возникнуть сомнение в компетентности молодых специалистов, однако журналист «Aзаттык Медиа» Касым Рахманкулов в исследовании ОО «Журналисты» отмечает, что проблема вовсе не в возрасте. По его мнению, даже представители старшего поколения, люди с большим опытом, могут иметь весьма неправильное мнение о журналистике и ее миссии.
То, что в редакции много начинающих журналистов, связано с тем, что не хватает кадров. И компенсируют это тем, что за время работы юных специалистов обучают всему с нуля и делают из них специалистов.
Финансирование
Для того чтобы сотрудникам редакции выплачивали хорошую заработную плату, чтобы содержать свой офис, нужны огромные деньги. Их не хватает по одной простой причине – никто не хочет вкладывать финансы в развитие независимой редакции. Поэтому журналистам приходится зарабатывать, запуская интересные проекты и подавая на грантовые конкурсы.
Наглядная схема с источниками дохода СМИ Ошской области
Еще один способ дополнительного заработка – реклама. С этим тоже есть проблемы, потому что у канала нет пиплметров (специальное электронное устройство, подсоединяемое к телевизору и предназначенное для сбора сведений об аудитории телевидения, Wikipedia). Для этого тоже нужна огромная сумма, поэтому крупные компании не будут обращаться к ним за рекламой.
Продюсер TMG Нурлан Адаев подчеркивает, что «нехватка денег – это вечная проблема региональных медиа».
T-Media нуждается в новой студии, технике, кадрах. Хотя десять собственных программ, которые выпускаются, – для независимого регионального медиа уже огромное достижение.
Кроме нехватки денег, другая острая проблема – отсутствие хорошего контента. Если в Бишкеке большинство людей читают новости на русском, то в регионах востребован кыргызский язык, а хорошего контента на кыргызском очень мало.
По этой причине T-Media определилось, что будет производить контент исключительно на родном языке.
Журналистка Даяна Данияр кызы считает: редакции надо добавить развлекательный контент, потому что они в основном освещают социальные проблемы.
Кибербуллинг
В соцсетях T-Media часто атакуют боты, фейковые аккануты. Активность усиливается после публикации расследования, которое касается каких-то политических тем. Оставляют неприятные комментарии, жалуются на аккаунт сразу же после публикации.
– Откуда, думаете, появляются все эти боты, которые атакуют ваши публикации?
Кубанычбек Жусанов: – Не знаю, откуда они вылезают, но армия ботов сразу же нападает после публикации. Вот мне иногда хочется просто посмотреть в глаза тому, кто за всем этим стоит. Просто посмотреть.
У Т-Media также был случай удаления расследования по закупу масок, бахил с канала YouTube. Неизвестные хакеры взломали этот канал и удалили именно это видео. А веб-сайт взламывали дважды.
Но редакция старается часто проводить тренинги по кибербезопасности, чтобы защитить свои ресурсы и журналистов в том числе.
Регионы живут сами по себе, центр – сам по себе
Аудитория Бишкека и регионов действительно очень сильно отличается. Это можно понять по тому, какие темы их интересуют и, самое главное, на каком языке они потребляют информацию.
В столице информационное поле, с которым работают журналисты, намного шире, чем в регионах. Все правительственные органы, ведомства и министерства находятся именно в Бишкеке, у редакций есть больше возможностей сделать материалы глубже и шире. В регионах такой возможности поработать над материалами республиканского масштаба нет, они просто ссылаются на официальные источники.
Если столица работает с официальными источниками напрямую, то региональные СМИ выигрывают тем, что делают упор на обычные человеческие истории. В основном они связаны с чрезвычайными ситуациями, экономикой, товарооборотом и такими социальными проблемами, как пенсии, пособия и т. д.
«Полноценную информационную политику страны невозможно реализовать без развития региональных медиа, без учета особенностей медиапотребления аудитории и повышения медиаграмотности населения», – говорит создатель TMG Данияр Садиев.
За почти два дня, которые я провела в редакции, стало понятно: люди в регионах нуждаются в таких редакциях, как T-Media, где журналисты действительно работают так, чтобы сделать деятельность властей подотчетной. Зарабатывают журналисты не много, но вкладывают в это благородное дело все свои силы.
Информация – это важный ресурс, который может помочь развиваться регионам. Поэтому нам, гражданам, необходимо поддерживать локальные медиа и региональных журналистов в их борьбе за свободу слова.