Заявление. Медиасообщество просит отозвать законопроект о телерадиокорпорации

Медиасообщество Кыргызстана выступило с открытым заявлением в адрес  кабинета министров и Министерства культуры, информации, спорта и молодежной политики с просьбой отозвать направленный в министерства и ведомства законопроект «О Кыргызской телерадиовещательной корпорации», по которому телекорпорация лишается статуса общественной.

Основанием для такого заявления послужило то обстоятельство, что установленные  в действующем законе демократические принципы полностью сводятся на нет.

Указанные проблемы в справке-обосновании к проекту закона никак не решаются содержанием самого проекта закона.

  1. Так, проектом закона предлагается исключить статус «общественного телеканала».

Согласно ч. 1 ст. 4 проекта закона, предлагается статус национального государственного учреждения.

Отмечаем, что важным аспектом международных стандартов по регулированию телерадиовещания является установление принципов функционирования общественного телерадиовещания.

ЮНЕСКО неоднократно подчеркивало необходимость в плюрализме и независимости общественного вещания. В Софийской декларации, принятой в 1997 году, ЮНЕСКО выразило следующее устремление: «Принадлежащие государству органы вещания следует реформировать в первоочередном порядке и предоставить им статус открытых общественных учреждений, пользующихся журналистской и издательской независимостью».

На эти обстоятельства было обращено внимание Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) в Рекомендации № 1641 (2004), Совместной декларации о социокультурном многообразии в телерадиовещании, принятой в 2007-м специальными представителями 17 международных организаций по свободе выражения мнения, и в других международных документах.


В 2014 году Кыргызской Республике по ходатайству Жогорку Кенеша от 2011 года был придан статус «Партнер в укреплении демократии» при Парламентской ассамблее Совета Европы (ПАСЕ). В своем письме тогдашний спикер парламента Кыргызстана Асылбек Жээнбеков в соответствии с требованиями, установленными в Статье 61.2 Регламента (правил процедуры), заявил, что Кыргызская Республика разделяет ценности Совета Европы, которые основаны на плюрализме и гендерном равенстве, а также на паритетной демократии, верховенстве права и соблюдении прав человека и основных свобод.

Результатом получения данного статуса стало увеличение помощи Кыргызстану в области демократических реформ как со стороны ЕС, так и со стороны международных организаций.

Ходатайство Жогорку Кенеша о придании Кыргызстану данного статуса свидетельствует не только о политическом обязательстве, взятом на себя Жогорку Кенешем в вопросах совершенствования демократии, обеспечения верховенства права и полного соблюдения прав человека и основных свобод, но в целом,  и о готовности учиться на европейском опыте, а также использовать стандарты Совета Европы как ориентиры в поступательном движении вперед.


Таким образом, международные стандарты, достижение которых Кыргызская Республика взяла  на себя в обязательство,  устанавливают необходимость функционирования общественных телеканалов. Проектом же закона предлагается возвратиться к прежним нормам законодательства, которые были в начале 90-х годов и существовали до 2010-го.

 

2. Обращаем внимание на то, что проектом закона предлагается исключить наблюдательный совет телеканала.

 

В действующем законе наблюдательный совет является органом управления корпорации.

По действующему закону совет должен обеспечивать публичность и прозрачность деятельности корпорации, устраивать регулярные встречи, консультации с общественностью и учитывать предложения представителей граждан по этническому, гендерному, возрастному, профессиональному, культурному и религиозному принципам в целях наилучшего выражения общественных интересов.

При этом совет обладает довольно широкими полномочиями по утверждению учредительных документов, редакционной политики, контроля финансово-хозяйственной деятельности, привлечению экспертов, избранию руководителя телеканала.

Наблюдательный совет формируется на четыре года за счет квот президента, Жогорку Кенеша и гражданского общества. Исключение наблюдательного совета влечет за собой исключение института общественного контроля деятельности телеканала.

 

3. Проект закона предлагает, что генеральный директор назначается президентом по представлению уполномоченного государственного органа.

 

В действующем законе претендент на должность избирается наблюдательным советом. Объявляется конкурс на замещение вакантной должности, устанавливаются квалификационные требования, проводятся анализ поданных документов, собеседования, отдельное голосование по кандидатурам. Таким образом, предоставляется равный доступ для всех кандидатов на замещение вакантной должности. Члены наблюдательного совета открыты общественности в вопросах избрания руководителя телеканала путем предоставления информации СМИ.

При назначении на должность отсутствуют открытость, доступ к информации о кандидате, его способностях. Отсутствует возможность обеспечить принцип права на равный доступ на замещение должности.

Также неясно, каким образом Министерство культуры, информации, спорта и молодежной политики может направлять президенту представление на претендента для замещения должности руководителя, поскольку телеканал не является структурным подразделением ведомства. При этом такой механизм назначения определяет дальнейшую работу всего телеканала, а именно зависимость от министерства и других государственных органов.

Описываемые проблемы в справке-обосновании к проекту закона не находят своего решения в содержании самого проекта закона.

Так, в описательной части справки-обоснования основными проблемами указана несоответствующая система финансирования КТРК. В справке-обосновании прописывается, что, как и любое государственное учреждение, КТРК финансируется из республиканского бюджета по одним и тем же принципам наряду с министерствами и ведомствами.

Жесткое постатейное регулирование, секвестирование бюджета, финансирование прочих статей по остаточному принципу, отсутствие средств на приобретение контента, устаревшая система оплаты труда и гонораров усложняют эффективное ведение деятельности корпорации.

Однако предусмотренный механизм финансирования КТРК в проекте закона остался прежним – за счет республиканского бюджета без установления каких-либо гарантий финансирования. Соответственно, изменение закона в этой части не позволяет решить проблемы, указанные в справке-обосновании.

Хотя на сегодня Общественная телерадиокорпорация так и не стала де-факто общественной, это больше говорит об отсутствии политической воли руководства страны, продолжающего вмешиваться в редакционную политику телеканала.

Именно поэтому в действующий закон о КТРК нужны поправки, обеспечивающие защиту от политической предвзятости и соответствующее финансирование для гарантии независимости общественного вещателя.

В исследовании Европейского вещательного союза (2016) говорится, что в государствах, где есть популярные, хорошо финансируемые общественные вещатели, наблюдается меньше правого экстремизма, коррупции и больше свободы прессы. Именно хорошо финансируемый и сильный общественный телеканал является показателем здоровья демократии, а не легитимация неограниченного политического вмешательства в редакционную политику вещающего на всю страну телеканала. Все это наносит ущерб общественному интересу граждан на получение достоверной информации о происходящем в государстве.

Институт общественного вещания критически необходим нашей республике, нашей молодой демократии, чтобы в обществе был плюрализм голосов и мнений. Общественный вещатель – это такой же неотъемлемый атрибут демократии, как регулярные выборы и разделение властей, независимый суд, запрет цензуры и неприкосновенность собственности.

В связи с вышеизложенным медиасообщество считает необходимым отозвать направленный в министерства и ведомства законопроект «О Кыргызской телерадиовещательной корпорации».

 

ОФ «Институт Медиа Полиси»;

ОО «Журналисты»;

Фонд расследовательской журналистики;

Представительство Интерньюс в Кыргызстане;

Центр Медиа Развития;

Редакция «ПолитКлиника»;

Медиашкола им. Т Турсуналиева;

«Т-Медиа групп»;

Эльмира Токтогулова, медиаэксперт;

Тынымгуль Эшиева, медиаэксперт;

Динара Ошурахунова, общественный деятель;

Айсулуу Текимбаева; медиаэксперт;

Нарын Айып, журналист;

Дилбар Алимова, журналист;

Кайыргуль Урумканова, журналист.

 

Процесс сбора подписей в поддержку отзыва законопроекта  идет под публикацией заявления на станице  facebook.com/Internews.Kyrgyzstan

Поделиться