Данные про праворульные авто в Кыргызстане

Авторы новостного портала «АКИPress Tazabek» Маден Усманов и Виктор Негода проанализировали ситуацию на авторынке и проблему с праворульными автомобилями, которые, несмотря на законодательный запрет, ввозятся в страну и эксплуатируются водителями.

 

Полностью читайте ниже:

 

Не только слева. Как в Кыргызстан ввозят праворульные авто, несмотря на запрет и что с этим делать?

 

 

Журналисты Tazabek попытались разобраться в ситуации и путем анализа данных доказали, что «праворульки» продолжают оформлять и после введенного запрета, и узнали, сколько таких машин в стране на самом деле.

 

 

Регистрацию праворульных авто в Кыргызстане запретили в середине 2015 года. Это решение до сих пор вызывает споры, ведь только за этот год в Жогорку Кенеше вынесли два законопроекта о возможной отмене ограничения.

Автоактивисты тоже провели несколько встреч, на которых призвали отменить запрет.

 

В феврале 2015 года был подписан закон, который предусматривает запрет на ввоз праворульных авто в республику и их регистрацию.

 

Тогда власти мотивировали решение тем, что праворульные машины чаще попадают в аварии и мера принимается для «повышения эффективности и безопасности функционирования транспорта».

 

Несмотря на принятый закон, число аварий не снизилось, праворульные машины ввозить и регистрировать не прекратили, а автопарк страны «состарился».

 

 

 

Официальные органы не отвечают на запросы журналистов и активистов о статистике ДТП с участием праворульных машин до 2014 года. Это вызывает вопросы и о целесообразности принятого решения.

 

 

Tazabek провел собственный эксперимент. Журналисты вышли на пересечение улиц Чынгыза Айтматова —  Южная магистраль (Масалиева. — Прим.). За 10 минут наблюдений в одном направлении по Южной магистрали проехало 186 машин, из них 32% (60 авто) —  праворульные.

Независимый эксперт Эртай Искаков называет эти цифры убедительными. Он тоже считает, что доля «праворулек» в Кыргызстане составляет около 30% от всех легковых автомобилей.

 

Эксперт объясняет: помимо официально зарегистрированных 200 тысяч «праворулек», неучтенными в республике остаются еще примерно 100 тысяч праворульных машин.

 

 

«В Кыргызстане много новых праворульных машин, которые спокойно регистрируют, и потом они ездят по нашим дорогам. Люди мне постоянно присылают фотки, даже собралась уже небольшая база. Похоже это на разные коррупционные схемы при регистрации, ведь запрет есть, а машины все равно оформляют», — рассказывает автоэксперт Эртай Искаков.

 

Таких схем очень много. На примере ниже — одна из них: праворульная Honda Fit, которую зарегистрировали как леворульную в октябре 2019 года. В официальной базе carchek.kg она проходит как леворульная (мы обнаружили как минимум 10 таких случаев. — Прим.).

 

В данном случае интересен и еще один факт: месяц назад в Кыргызстане приняли закон, разрешающий тонировку боковых и лобовых стекол.

 

По мнению автоэкспертов, это постановление кабмина намного опаснее, чем «праворульки» на дорогах. Часто тонировка на машине ухудшает видимость в темное время суток и в плохую погоду, являясь причиной аварий.

 

Авторы приходят к выводу:

Если сегодня не разрешить официальную регистрацию праворульных авто, по мнению эксперта, через несколько лет число «праворулек» с иностранными номерами в Кыргызстане вырастет в 10 раз. При этом легализовать их будет в разы сложнее.

 

Запрет, принятый семь лет назад, породил серые схемы по ввозу и регистрации «праворулек». Люди не перестали их покупать, и в итоге официальная статистика «Унаа» недосчитывается до 100 тысяч праворульных машин. При этом часть таких авто на иностранных номерах не приносит налоги в бюджет. Как показал анализ данных, после запрета количество «праворулек» выросло вслед за спросом, а регистрировать их так и не прекратили. На фоне всего вышесказанного возникает логичный вопрос: а нужен ли запрет?

 

Подробнее читайте здесь: www.tazabek.kg

 

Публикация стала возможной благодаря:

Компонент 2, проект «Гражданское общество за подотчетность» реализуется в рамках программы «Эффективное управление для экономического развития» (EGED) при финансовой поддержке Правительства Великобритании в сотрудничестве с ACTED. Проект направлен на активизацию гражданского общества в целях обеспечения инклюзивного, основанного на фактах экономического роста в Центральной Азии.   
Поделиться