Дата-статья. Про насилие в армии: анализ всех случаев за 5 лет
Дата-отдел «Т-Медиа» обратился в Военную прокуратуру с запросом о всех зарегистрированных случаях избиения солдат за последние пять лет и проанализировал эти данные. Помимо этого были собраны все публикации в онлайн-изданиях за 2018-2022 годы о случаях рукоприкладства в армии и нанесения вреда здоровью.
Предлагаем вам перевод статьи с кыргызского.
В прошлом году в военной части №86123 Министерства чрезвычайных ситуаций, что расположена в селе Беловодском, был избит военнослужащий Бекзат Эсенбеков, который с разрывом мочевого пузыря был доставлен в больницу. Подозреваемый в избиении солдата был взят под стражу. Этот случай вызвал большой резонанс в обществе.
К сожалению, Бекзат Эсенбеков не единственная жертва насилия в армии.
Каждые полтора месяца насилию подвергался один военнослужащий
Анализ данных Военной прокуратуры показал, что за последние пять лет в армии было зарегистрировано 96 случаев избиения военнослужащих. Наибольшее их число было зарегистрировано в 2019 году, самое наименьшее – в прошлом.
«Большинство преступлений в армии приходится на противоправные действия военнослужащих-контрактников с применением насилия в отношении солдат срочной службы», — сообщает Военная прокуратура.
Согласно же данным, собранным из открытых источников, за последние пять лет получило огласку восемь случаев насилия над юношами, проходящими военную службу. Практически все они были совершены представителями военной части. Пострадали не менее 22 военнослужащих. Один из таких случаев произошел в части противовоздушной обороны. Тогда солдата-срочника избил сержант-контрактник. У молодого бойца была сломана нижняя челюсть.
«Заставляли копать арык, строить баню»
Другой скандальный случай произошел в 2018 году на полигоне «Ала-Тоо» в Кой-Ташской военной части на окраине Бишкека. Тогда родители молодых солдат сообщили, что их сыновей отдают в наем как рабочую силу, заставляют делать тяжелую работу, бьют и издеваются над ними. Один из молодых солдат рассказал, что его и еще пятерых его сослуживцев заставляли собирать металлолом, копать арыки и строить баню.
«Убирались на складе, нас заставляли собирать алюминий и продавать его. Также заставили копать арык. Вчетвером мы копали арык три дня. Строили баню. Меня не трогали, но других били. Я видел, как их бьют. Я уже не мог больше терпеть их выходки. Придут, обзывают «дятлами», начинают говорить то да сё», — рассказал один из потерпевших.
После этого родственники молодых солдат обратились в правозащитную неправительственную организацию «Кылым шамы», Институт Омбудсмена, Центр по предотвращению пыток. Когда представители данных организаций побывали на полигоне «Ала-Тоо» и поговорили с молодыми солдатами, им рассказали о многочисленных случаях издевательства над ними.
Впоследствии пресс-центр Генерального штаба сообщил корреспондентам «Клооп», что командира части Болота Кочконова отстранили от службы, в отношении прапорщика Жапарова, старшины Орозбаева и старшины-лейтенанта Казыбек уулу были возбуждены уголовные дела.
Иллюстрация «Т-Медиа»
«Офицеры не обращают внимания»
В прошлом году сотрудники аппарата Омбудсмена по участившимся в последнее время случаям гибели военнослужащих при прохождении военной службы и избиения побывали в военных частях и провели опрос среди военнослужащих. По его результатам подготовили доклад. Согласно ему, из опрошенных 249 военнослужащих трое ответили, что были случаи насилия между военнослужащими или насилия от офицеров и сержантов. По случаям вымогательства схожая картина: 244 ответили отрицательно и 5 ответили, что случаи вымогательства бывают. На вопрос о борьбе командира с «дедовщиной» 88% считают, что командир борется эффективно, 29 человек (примерно 12%) – нет.
Ветеран спецслужб, генерал Артур Медетбеков считает, что насилие в армии вызвано высокомерным отношением старослужащих к молодым. Для его предотвращения офицеры обязаны вести соответствующую работу и проявлять внимание.
«Раньше в Вооруженных Силах было много правонарушений в части насилия. Остатки той традиции или воспитания продолжаются и сегодня. В армии многие свободы ограничиваются уставом, молодые люди испытывают физическое, моральное и психологическое давление. Это с одной стороны. С другой – старослужащие начинают оказывать психологическое давление на только прибывших. Чтобы предотвратить такие случаи, заместители командиров части по воспитательной работе должны вести жесткую работу по соблюдению дисциплины. Большинство офицеров не обращают внимание на это», — считает Артур Медетбеков.
По словам директора Национального Центра по предотвращению пыток Бакыта Рысбекова, с начала нынешнего года к ним не поступило ни одного заявления по поводу избиения в армии. Он отметил следующие причины такого негативного явления в кыргызской армии:
«Во-первых – это качество командирского состава. Во-вторых – насколько они в своих действиях придерживаются законов и устава. Если бы командиры четко придерживались устава, то многих отрицательных случаев не было бы. Далее, отсутствие дисциплины, командиры не могут ее обеспечить. Помимо этого, при подготовке командиров не уделяется должного внимания вопросу ценности прав человека. И с ними надо вести тесную работу в этом направлении. Здесь важна комплексная работа. Работу надо начинать еще с довоенной подготовки, необходимо увеличить количество психологов и распределить их по частям».
Рысбеков считает, что должно измениться и отношение самого общества к военнослужащим. Помимо этого, все факты насилия должны быть тщательно расследованы, пока виновные не будут ощущать необратимость наказания такие случаи будут продолжаться.
Подвергшийся избиениям в армии Бекзат Эсенбеков в настоящее время живет в своем родном Таласе. Его мама Алмакан Смаилова сообщила «Т-Медиа», что после лечения в Турции состояние сына улучшилось. Однако его здоровье еще полностью не восстановилось. Они вынуждены проходить медосмотр каждые два месяца.
«Он часто болеет. Не хочу даже думать, что он станет инвалидом. Тяжелую работу не делает. Поскольку мы занимаемся торговлей овощами и фруктами, он помогает нам – водит машину. Когда я слышу, что чей-то сын идет в армию, я желаю «дай бог, чтобы он вернулся здоровым и целым» и у меня начинает щемить сердце от страха. Кыргызская армия сильно отстала, там «дедовщина» очень сильна», — говорит мать подвергшегося насилию военнослужащего.
Смаилова говорит, что после случая с его сыном, она больше не верит кыргызской армии. Родители Бекзата были рады, что сын остался жив и не обращались в суд.
Авторы материала: Айдай Беделбек кызы, Жылдыз Орозматова, Аймээрим Дарбанбек кызы.
Материал создан стипендиатами программы по дата-журналистике проекта «Медиа-К» Интерньюс в Кыргызстане, реализуемого при поддержке USAID в КР. Ментором программы выступает Cавия Хасанова. Мнения и выводы в материале необязательно отражают мнение Интерньюс и его партнеров.