* перевод с кыргызского
В последние годы в Кыргызстане стремительно развивается формат подкастов, становясь площадкой для обсуждения важных общественных вопросов. Подкасты также становятся важным инструментом переосмысления образа и роли женщин.
Подкасты имеют более свободную форму и не ограничены эфирным временем, что позволяет вести честные и глубокие беседы на темы, которые часто замалчиваются или редко становятся темой обсуждения. Приглашенные женщины открыто говорят о сексуальных домогательствах, насилии, препятствиях на пути к профессиональному развитию, давлении со стороны общества и их влиянии на жизнь женщин.
От личной трагедии к публичным дебатам
Хотя традиционные СМИ освещают тему гендерного насилия, обычно это делается анонимно, имя и лицо человека скрываются. А в подкастах некоторые известные гостьи открыто рассказывают о пережитом насилии и о том, как оно повлияло на их жизнь.
В одном из выпусков Lights Podcast блогер и бывшая журналистка Азиза Бердибаева рассказала, что в подростковом возрасте подверглась сексуальному насилию. Основываясь на своем опыте, она отметила, что общество равнодушно относится к этой проблеме, часто, наоборот, обвиняет жертв, поэтому те, кто подверглись насилию, обычно ни к кому не обращаются и остаются одни со своими травмами и переживаниями.
Азиза позже заявила, что после этого подкаста она обратилась в правоохранительные органы по факту насилия.
Еще одна гостья подкаста, бизнесвумен Алина Абударвиш, обсудила проблему домашнего насилия, рассказав, как ей пришлось отказаться от детей, чтобы остаться в живых.
Блогер Малика Алымбаева, часто подвергавшаяся критике в социальных сетях, или, выражаясь современным языком – хейту, подняла вопрос о сексуальных домогательствах и заявила, что сама подвергалась приставаниям в общественном транспорте и на рабочем месте. Позже она призналась, что подвергалась и сексуальному насилию.
Малика, основываясь на примерах, свидетелем которых она стала, также рассказала о вебкам-индустрии и причинах, по которым девушки приходят туда, а также о шантаже, который в отношении них практикуется, и его последствиях.
Малика обратилась к женщинам, чтобы они соблюдали меры предосторожности и всегда были бдительными.
О давлении, которое общество оказывает на девушек
Подкасты содержат откровенные разговоры о давлении общества на женщин, надеждах семьи в отношении девушек, а также профессиональных ограничениях. Подкастеры и героини выпусков рассказывают о препятствиях, с которыми сталкиваются женщины в бизнесе, активизме и киносфере, и о том, как они их преодолевают.
В подкасте “Айтчы” («Расскажи»), в котором сложные вещи объясняются простым языком и с юмором, актриса и блогер Океана Урматбек призналась, что решение выйти замуж, а затем и родить детей, она приняла под давлением общества:
«Приговаривая, когда это такое было, чтобы «девушка выезжала за границу со своим парнем» наши семьи нас поженили».
Океана говорит, что после замужества женщина будет испытывать еще большее давление в вопросе детей. В этом подкасте она призналась, что родилась с помощью ЭКО, и развеяла мифы по этому поводу.
Ведущая Айжан Аденова высказала свое мнение, что общество не всегда воспринимает женщину как личность, и рассказала, что она сама испытала такое отношение в первом браке:
«Требования, что женщина первым делом должна родить ребенка, заботиться о других, а не мечтать, меня действительно очень сильно удивили. В тот момент мне показалось, что моя жизнь остановилась, будто мне подрезали крылья».
Далее ведущая говорит о стигматизации и дискриминации в отношении разведенных женщин.
Так же и Океана затронула проблему мизогинии, заявив, что в социальных сетях негативные комментарии ей пишут и критикуют ее внешность в большинстве случаев женщины. Она призвала женщин поддерживать друг друга и разорвать порочный круг ненависти.
В подкасте также обсуждаются проблемы, с которыми сталкиваются женщины в киноиндустрии. Океана говорит, что после ее замужества сразу перестали поступать предложения по работе. Режиссеры объяснили это изменением семейного статуса актрисы.
«Тебе что, не хватает гормонального допинга?»
Женщины в мире кино и их деятельность подробно обсуждаются в подкасте “Айымдар кино тартат” («Женщины снимают кино»). Слушатели, далекие от киноиндустрии, смогут узнать из этого подкаста много интересной и удивительной информации о женщинах в кыргызском кино.
Например, в подкасте рассказывается о том, что первым профессиональным режиссером в кыргызском кино была Фатима Мамыралиева.
Киновед Гүлбара Төлөмүшова отмечает, что кыргызские девушки, изучавшие режиссуру и сценарное мастерство в советское время, сломали большой стереотипный взгляд на женщин того времени. По ее словам, в то время существовал стереотип, что все красивые девушки учатся на актрис. Несмотря на это, режиссер Динара Асанова и сценарист Мария Урматова выбрали тогда не актерские факультеты.
Практически в каждом выпуске подкаста “Айымдар кино тартат” упоминается творчество режиссера Динары Асановой. Многие из гостей отмечают, что в свое время Динаре Асановой не дали возможности работать в Кыргызстане и не оценили ее на родине.

Режиссер Далмира Тилепберген считает, что Асанова была вынуждена покинуть Кыргызстан из-за безразличного отношения со стороны коллег-мужчин. Она далее отметила, что несмотря на то, что она сама пришла в киноиндустрию уже после обретения Кыргызстаном независимости, она тоже столкнулась с таким же холодным отношением.
«Я столкнулась с холодным отношением с их стороны [мужчин-режиссеров]. Говорили: «Тебе следует стать швеей», «Что тут делают женщины?», «Выходи замуж», «Тебе что, не хватает гормонального допинга?»», – вспоминает Далмира Тилепберген.
Из-за этого, по ее словам, многие талантливые женщины-режиссеры с прекрасными идеями ушли из киноиндустрии:
«Можно сказать, что здесь происходит обесценивание женского труда. Существует мнение, что у женщин-режиссеров второсортные идеи, что их мысли и чувства не подходят для кино».
Помимо этого, в этом выпуске было отмечено, что в составе жюри киноконкурсов не соблюдается гендерный баланс, а также имеется разница в размере премий мужчин и женщин.
“Нужно менять образ женщины в искусстве”
В подкасте “Айымдар кино тартат” также обсуждался образ женщины в кыргызских фильмах. Сценарист Гүлжан Токтогул считает, что в кыргызских фильмах женщины изображаются как трофей, или в виде образа существ, которые либо сидят дома, либо нуждаются в помощи. Гүлжан отметила, что она пришла в киноиндустрию, чтобы изменить образ женских персонажей в фильмах.
В подкасте “I’m Art” («Я – искусство») обсуждается образ женщин в искусстве в целом. В этом подкасте художница Елена Чайковская рассказывает о своей работе Axis Mundi.
В этой работе женщина представлена как ось жизни. Автор сообщила, что в картине она рассказала о себе самой.
«Я главный двигатель нашей семьи. Вокруг меня всё вертится. Я должна за всем проследить, направить, помочь. Практически все женщины, смотрю, они постоянно крутятся, вертятся, им надо успеть: быть хорошей мамой и женой, и реализоваться в профессии, и, в конце концов, просто своей жизнью пожить. И ей всё время говорят, если она плохо справляется с одной из своих ролей. Там постоянно какой-то негатив льётся, осуждение от общества. С одной стороны, ты центр всего, что вокруг делается, и в то же время ты постоянно под таким пристальным общественным вниманием, как бы ты не вышла за рамки дозволенного обществом», – объясняет она идею своей картины.

В подкасте также обсуждается растущее число женщин, занимающихся иллюстрированием, и, в связи с этим, изменение образа девочек и девушек в иллюстрациях и детских книгах. Ведущие и гостьи отмечают, что образ девочки в детских книгах меняется от принцессы, попавшей в сложную ситуацию и ждущей своего принца, до главной героини, которая сама решает свою судьбу.
Кроме того, в этом подкасте идет речь о женской самоидентификации. Художница Наргиз Чыналиева подчеркивает, что быть домохозяйкой – это тоже большой талант, и призывает переосмыслить ценность повседневного труда. Она говорит, что нормально привлекать помощь со стороны в выполнении домашних дел и передавать часть работы специализированным службам (уборка, готовка еды), и что это помогает женщине накапливать ресурсы и познавать себя.
Материнство и карьера
Во многих подкастах с участием женщин рассказывается о трудностях балансирования между карьерой, семьей и материнством. Почти все героини открыто заявили, что совмещать все эти роли очень сложно.
Бизнесвумен Галина Горноженко заявила в Lights Podcast, что общество обвиняет женщин, которые много работают, в том, что они «плохие матери».
В подкасте “Айтчы” международный рекрутер Наргиза Абдубалиева высказала мнение, что нормально, когда женщина не может постоянно находиться рядом со своим ребенком.
Почему это важно?
В заключение можно сказать, что в подкастах обсуждают вопросы гендерного неравенства, насилия, общественного давления, гендерных стереотипов и экономических ограничений. В них не просто поднимают проблемы, а ищут пути их решения вместе с участницами.
Также подкасты знакомят общественность с женщинами, добившимися успеха в таких областях, как бизнес, информационные технологии, искусство и т. д., и представляют их в качестве образцов для подражания для молодого поколения. Этим они способствуют развитию женского лидерства.
Кстати
Проект Интерньюса в КР по развитию жанра медиакритики поддерживает подкаст “Медиакыздар”(“Девушки в медиа”), который ведет медиакритик Тынымгүл Эшиева. Он посвящен женщинам, работающим в кыргызской журналистике, а его героинями становятся известные и успешные журналистки. Там говорится и о проблемах гендерного характера в медиасфере, и о том, как “медиакыздар” не просто преодолевают их, но и достигают лидирующих позиций в профессии.
Чынаргүл Жумабекова, медиакритик.
Статья подготовлена при поддержке проекта «Медиа-К» Интерньюс в Кыргызстане, финансируемого USAID и реализуемого в партнерстве с Freedom House. Содержание этой статьи является независимой работой автора или группы авторов и не обязательно отражает точку зрения USAID, правительства США, Internews или Freedom House.