Автор иллюстрации Санжар Эралиев.
*перевод с кыргызского
Кыргызское кино в последние годы стремительно развивается, однако отечественная киножурналистика сильно отстает от него в своем развитии. Ни в изданиях, ни на телеканалах нет обсуждений, передач о новых фильмах. Нет интереса к киножурналистике, и в этой области кыргызского медиа наблюдается пустота. Как можно исправить эту ситуацию?
Профессиональная кинокритика и обсуждение играет важную роль в культурном, интеллектуальном развитии общества. Аналитические обзоры помогают глубже понять фильмы и их влияние на общество. Отсутствие профессионального анализа может привести к тому, что зрители перестанут понимать киноискусство и правильно его оценивать. Поэтому необходимо с тревогой воспринимать ситуацию, когда в кыргызском медиа отсутствует кинокритика.
«Передача, которая не смогла выйти за рамки»
На главном телеканале страны – Национальной телерадиовещательной корпорации (НТРК) с ноября 2023 года в эфир начала выходить программа «Кинотеатр», но просуществовала она всего полгода. Вот как объяснил снятие этой программы с эфира продюсер канала Алмаз Касымалиев:
«Нельзя просто говорить о фильме. Надо анализировать идею кинокартины, надо искать ответы на вопросы «а насколько точно отражены будущее народа, государства?». Наша команда старалась. Мы пытались донести до зрителя информацию о героях, новинках, финансовых возможностях, о разнице между фильмами прошлого и современности. Но было ощущение, что мы оказались в плену определенных стандартов и рамок. Мы решили, что нужно говорить на эту тему совсем по-другому и потому закрыли программу. В передаче должна быть не только информация о художественном фильме, но и анализ фильмов и их содержания».
Когда начнет выходить в эфир НТРК новая передача о кино, пока неизвестно.
На этом канале несколько лет назад выходила передача «Кинобаян» об истории создания кыргызских фильмов. После подобные же серии передач появились и на телеканалах «Ош-Пирим», НТС. Однако все они ограничивались лишь рассказами о фильмах, которые были давно созданы.
На радио «Азаттык» в 2010–20 годы была рубрика «Тасма». В ней рассказывалось о новых фильмах, истории их создания. Некоторые материалы, подготовленные для радио, были опубликованы и на сайте.
В «Клооп» и «Sputnik-Кыргызстан» время от времени публикуются материалы о кино, но среди них нет анализа какого-то конкретного фильма или рецензии о нем. О кино часто пишет также «Супер-Инфо». Однако там тоже больше говорится о сюжете фильма, актерах/актрисах, сыгравших в нем, нет никакого анализа.
Автор «Кинобаян» Рита Казиева считает, что кыргызская киножурналистика сегодня в кризисе:
«Кыргызские медиа не обращают должного внимания на кинематограф. Надо учить отдельно по направлению киножурналистика и готовить кинокритиков. У нас есть большая потребность в специалистах, которые могут говорить о кино и готовить материалы для медиа. Я могу с полной уверенностью сказать, что в кыргызских печатных изданиях, телеканалах нет специалистов, которые хорошо понимают кино. Поэтому нет материалов о кино, если и есть, то они поверхностные. Я не говорю даже о мировом кино, у нас нет журналистов, которые интересуются и кыргызским кино».
Аудитория и проблема финансирования
Журналист Эрнист Нурматов увлекается кино, иногда в Фейсбуке он публикует посты-анализы о фильмах. Он считает, что в Кыргызстане журналисты больше универсалы, мало отраслевых журналистов и причиной этому является малочисленность заинтересованной аудитории:
«В США, Китае, странах Европы или России из-за очень большого количества населения, каждое медиа имеет значительную аудиторию. А в Кыргызстане всего чуть меньше семи миллионов населения, а аудитория медиа может быть всего около миллиона. Сколько из них интересуются материалами о кино? Очень трудно даже гипотетически посчитать такую аудиторию, мне же кажется, очень мало. По этой причине медиа и не пишут про кино. Потому что их не особо смотрят, читают, слушают».
Нурматов считает, что отсутствие киноаналитики также связано и с проблемами финансирования и добавляет, что во всех медиа приоритет отдается политико-экономическим темам:
«Если у медиа хорошее финансовое положение, то оно может нанять и платить гонорары журналисту, который будет писать о кино для малочисленной аудитории. А таких медиа в Кыргызстане практически нет. Государственные медиа или более или менее крупные издания могут дать короткие новости о кино, для независимых же средств массовой информации сфера кино стоит на последнем месте, либо совсем не обращают внимания на эту сферу. Не то что кино, культура в целом не является важной темой для освещения. Причина этому – малочисленность заинтересованной аудитории. Для медиа не рентабельно держать журналиста, который будет писать только о кино. Поэтому у нас и не развивается сфера киноведения, кинокритики, киноаналитики».
Помимо традиционных медиа и в социальных медиа присутствие публикаций о кино оставляют желать лучшего. Большинство площадок о кино в основном заняты рекламой фильмов. Фейсбук страница Kyrgyz Tasma о кыргызских фильмах не обновляется с 2022 года. Позже открылась страница Kino Depter, но посты в ней публикуются нерегулярно.
Во время работы над этим материалом интернет-издание «ПолитКлиника» опубликовало материал под названием «Конкуренция с Голливудом и нехватка кадров. Нынешнее состояние кыргызского кинематографа» (“Голливудга атаандашуу жана кадрлардын жетишсиздиги. Кыргыз кинематографынын азыркы абалы”). Этот материал нельзя назвать «анализом фильмов», однако радует сам факт его появления, как попытки заполнить имеющуюся тематическую пустоту. В нем говорится о деятельности кинотеатров Кыргызстана, о проблемах в сфере киноиндустрии, и о том, какие фильмы вызывают наибольший интерес у населения.
Мнение автора
Кинокритика играет большую роль в формировании культуры общества. Аналитические материалы о фильмах помогают зрителям глубже понимать и оценивать кинематографию, способствуют интеллектуальным дискуссиям и критическому мышлению.
Профессиональная критика помогает режиссерам расти. Отсутствие качественной критики лишает киноиндустрию важного инструмента самопознания и совершенствования, и в целом отражается на культурном уровне обществе. Поэтому развитие кинокритики в кыргызской журналистике – очень важно для формирования богатой и разнообразной культурной среды.
Санжар Эралиев, журналист.
Статья подготовлена при поддержке проекта «Медиа-К» Интерньюс в Кыргызстане, финансируемого USAID и реализуемого в партнерстве с Freedom House. Содержание этой статьи является независимой работой автора или группы авторов и не обязательно отражает точку зрения USAID, правительства США, Internews или Freedom House.