*Перевод с кыргызского
Прошло шесть лет с момента открытия канала «Тез Кабар» в социальных сетях. За это время он сумел найти свою большую аудиторию. Сейчас на канале трудятся около 10 сотрудников.
Мы поговорили с основателем канала Атакулом Жалиловым о способах заработка в соцсетях и как это могут использовать в традиционных медиа страны.
Количество подписчиков “Тез Кабар” в социальных сетях:
Рекламный канал на Ютубе — 1 млн 740 тыс;
Новостной канал на Ютубе — 519 тыс;
Личная страница Атакула Жалилова в Инстаграме для размещения рекламы — 159 тыс;
Официальная страница канала в Инстаграме — 100 тыс;
ТiкТок — 346 тыс.
— Как у вас появилась идея открыть свой канал в соцсетях и где открыли свой первый канал?
— Идея открыть канал в соцсетях у меня появилась в 2018 году. Я тогда работал в отделе рекламы телеканала «Ош Пирим». В то время у нас в стране активно начал развиваться Ютуб. Развитие было стремительным.
Но тогда многие делали акцент на новости. Я заметил, что рекламе не было должного внимания. Поскольку уже были каналы под названием «Сайт кабар» («Сайт новостей»), «Акыркы кабар» («Последняя новость»), я назвал свой канал «Тез кабар» («Срочная новость»).
— Почему вы решили уйти с телеканала и начать работать самостоятельно?
— Мне было тесно в рамках телеканала. Я считаю себя очень трудолюбивым и креативным. Если человек не будет ценить себя, то вряд ли он добьется чего-то большего. Это, во-первых.
Во-вторых, телеканал тогда принадлежал политику. Как ни посмотри, он все-таки будет связан с политикой. Я же человек далекий от нее, не интересуюсь ею. А на телеканале ты, в любом случае, будешь считаться с интересами владельца и полностью зависеть от него.
Поэтому, чтобы создать что-то свое, должен был уйти с телеканала. Я давно мечтал иметь свое дело. Ушел несмотря на то, что у меня была хорошая зарплата, служебная машина, были созданы все условия для работы.
Также, честно признаюсь, боялся привыкнуть к режиму, когда в 9 часов на работу, а в 6 вечера домой. Потому что это не для меня. Сейчас считаю себя предпринимателем в сфере медиа.
— Какую разницу вы заметили при создании рекламного контента в медиа и блогерами?
— Первую рекламу искал на улице. Прошелся по двум улицам в поисках объявлений о продаже дома. Нашел одно объявление, связался с хозяином и снял рекламный ролик.
У меня не было никакой профессиональной техники. Снимал на свой смартфон, опубликовал. В тот же день дом успешно продали. Когда хозяин дома позвонил и спросил, сколько он должен мне, я немного опешил, назвал первую пришедшую на ум сумму – 2000 сомов.
После ко все больше мне начали обращаться желающие продать свои дома. Я считаю, что в то время правильно определил свободную нишу в производстве рекламного контента. Когда, надев сапоги, ходил по скотному рынку, авторынку и снимал ролики, все удивлялись мне.
Были случаи, когда мне говорили, что зря бросил такую хорошую работу, некоторые даже смеялись надо мной. Я старался не обращать внимания на эти слова. В итоге, успех пришел с упорным трудом.
— В каких соцсетях предпочитаете работать, где больше всего рекламы?
— Предлагают открыть канал и в Фейсбук, Твиттере. Но там нет рекламы, в основном политика.
Мы работаем в Ютуб, Инстаграм, ТикТок и Тредс – в одной из ветвей Инстаграма. Все они монетизированны. Однако от самих сетей денег не поступает. Если и есть, то это копейки. Основные доходы идут от рекламодателей.
Помимо Кыргызстана заказы поступают и из соседних стран. Из Казахстана и Узбекистана приглашают, когда они хотят войти со своими товарами на наш рынок. Могут пригласить и наши предприниматели из арабских стран, Турции, России и других.
— Как наше общество, пользователи и предприниматели относятся к рекламе? Есть ли какие-либо изменения?
— Сейчас 80% рекламы перетекло в социальные сети. В продажах реклама — самое главное. По сравнению с предыдущими годами сейчас рекламодателей больше, все переходят на онлайн-рынок. Из-за этого реклама с телеканалов перешла в соцсети.
Также выросли требования к рекламе. Ведь реклама – это риск. Можно вложить огромные средства, а результата не будет. Мы с самого начала говорим, что не гарантируем результата. Даже крупные государственные телеканалы и агентства не могут дать никаких гарантий.
Атакул Жалилов во время съемки.
— Как вы смотрите на ответственность в рекламе? Для примера возьмем рекламу строительных кооперативов, вокруг которых в свое время было много шума.
— Сейчас при работе с рекламой осторожничаем. Ведь даже реклама 3-4 летней давности может сегодня неприятно аукнуться. Из 50 звонков к нам, случается, что 5-10 именно по таким случаям.
Что касается жилищных кооперативов, строительных компаний, то что мы делаем в самом начале? Во-первых, проверяем документы. Работаем почти как прокуроры. Спрашиваем, проходили ли они государственную регистрацию, есть ли разрешения соответствующих органов. Обращаемся к законодательству о рекламе. Если все хорошо, начинаем рекламировать.
Однако проходит 2-3 года и вдруг, после первых хороших результатов, останавливается строительство и оказывается, что за ним стоит какой-то политик, или владельца арестовывают, все замирает. И тут начинаются звонки и претензии: это ты рекламировал, верили тебе и т.д. Все происходит из-за того, что у нас нет стабильности, устойчивости.
Коллектив «Тез Кабар» за работой.
— Кажется вы сделали свое приложение. Помимо рекламы какой еще контент производите?
— Уже год прошел как мы разработали собственное приложение, которым постоянно пользуются 50 тысяч человек. В нем есть все рекламные блоки, очень удобно размещать рекламу. На его разработку потратили сумму, равную стоимости одной квартиры. Разработали его вместе с нашими партнерами.
Сейчас программисты работают над русскоязычной версией приложения и нашим сайтом. Скоро у нас, помимо каналов в соцсетях, будет и свой сайт.
У нас есть также давнее желание — выходить в эфир. Мы проходили регистрацию, как телеканал, радио, сайт и газета. Хотели выпускать газету, но из-за недостатка средств отложили это дело на будущее.
Сегодня мы ставим целью полностью перейти на самоокупаемость за счет рекламы. Сейчас готовим только дневные новости. Это освещение различных мероприятий, презентаций. Мы сейчас с трудом покрываем расходы на зарплату, аренду, техническое обслуживание, служебные машины. Постепенно перейдем на производство другого контента.
Коллектив «Тез Кабара».
— Когда вы перейдете на производство другого контента, что будете делать, если вдруг возникнет конфликт интересов, например, между интересами рекламодателей и вашей информационной политикой?
— Мы не будем производить критический контент. Никакой аналитики и политики. В позитивном контенте не бывает каких-либо противоречий. Мы, если даже готовим политические новости, то даем все как новостные репортажи с заседаний, сессий. Если и возникнут конфликты, то будем их решать.
— Как вы думаете, на что должны обращать внимание телеканалы при привлечении рекламы в соцсетях?
— Я открыто скажу, телеканалы не работают в этом направлении. Это следствие их отношения к своей работе. Ведь мы работаем в соцсетях. Точно также и другие ТВ могли бы работать. Мы работаем в Ютубе, у них тоже есть доступ к нему. Мы работаем и в других соцсетях, так же и они могут быть там.
Если есть цель зарабатывать на рекламе, то должны проявлять креативность и быть в постоянном поиске. Необходимо привлекать специалистов в рекламные отделы. Почему-то, что мы делаем, они не делают?
Современная реклама не соответствует прежним стандартам телеканалов. Например, они до сих пор, как и прежде, делают интервью. Они не ищут новых путей, а в некоторых материалах нет постановки стендапа. Я говорю им: выходите за рамки привычных стандартов, должна быть динамика. Телеканалам при производстве контента надо забыть про привычные подходы.
Независимо от вида собственности можно зарабатывать на рекламе. Однако, телеканалы могут посчитать, что проводить съемки на скотном рынке — ниже их достоинства. Вот это и порождает препятствия. Во-первых, они, как и мы, должны начать с малого, и постепенно двигаться вперед. Быть постоянно наверху очень сложно. Надо начинать с малого, а потом уже двигаться наверх.
Беседовала Айдай Беделбек кызы.
Статья подготовлена при поддержке проекта «Медиа-К» Интерньюс в Кыргызстане, финансируемого USAID и реализуемого в партнерстве с Freedom House. Содержание этой статьи является независимой работой автора или группы авторов и не обязательно отражает точку зрения USAID, правительства США, Internews или Freedom House.