* перевод с кыргызского
Несмотря на то, что музыка является важной частью культуры, влияющей на общественное сознание, в кыргызскоязычной журналистике практически невозможно встретить аналитических обзоров, статей о ней.
Не сказывается ли это обстоятельство негативно на глубокое изучение сферы музыки?
В отдельных странах музыкальная индустрия является одной из важных составляющих экономического роста. Какой вклад могут внести музыкальные критики в развитие этой отрасли? Сегодня попробуем найти ответы на этот вопрос.
Крен в сторону развлекательного контента
Перед подготовкой материала мы нашли лишь небольшое количество журналистских материалов на кыргызском языке, в котором дается анализ местным и международным музыкальным событиям. В отдельных изданиях мы нашли новости, интервью о музыкальных мероприятиях. Также в кыргызских службах международных медиа были немногочисленные материалы с анализом вручения премии «Грэмми», шоу Eurovision. Это подвигло нас сделать заключение, что кыргызскоязычное медиа в сфере музыки больше упора делает на клипы и развлекательный контент.
По мнению директора Super TV Бактыгүл Сокушовой, отсутствие музыкальной аналитики связано с финансовыми проблемами:
«Мнение эксперта помогает слушателям и зрителям лучше оценивать качество музыки, текст песен и мастерство исполнителей. Такой аналитики у нас нет. Как руководитель медиа я связываю его отсутствие с недостатком финансовых средств. Для подготовки программы, начиная от декораций, до специалистов, требуются большие деньги. Так как зрителей музыкальных-аналитических программ мало, то с точки зрения экономики, подготовка таких передач просто не оправдает себя».
По мнению же директора канала «Тумар ТВ» Алексея Сидорова, нехватка музыкальной аналитики больше связана не с финансами, а с отсутствием интереса.
«“Тумар ТВ” ограничивается только показом клипов, аналитических программ нет. У нас этот формат не развит, а потому мы не обращали на него внимания. Я даже не знаю, как объяснить, почему так. Возможно, у нас нет экспертов, которые могут анализировать музыку. Скажу откровенно, я почему-то не задумывался об этом», — делится Сидоров.
В это же время телеканал «УТРК-Музыка» планирует включать в свои программы элементы музыкального анализа. Продюсер Лутфилла Бусурманкул уулу сообщил, что в скором времени эфир начнут выходить циклы аналитического характера:
«На нашем канале в передаче Muz life есть такие рубрики, как “Саресеп” (“Обзор”), “Музыка саякаты”(“Музыкальное путешествие”). Мы планируем в рамках этих рубрик давать анализ современных музыкальных тенденций. Пока мы подготовили только концепцию. Однако в передаче должны быть точная информация, взвешенная точка зрения и анализ, поэтому мы все еще в поиске. Возможно, в скором времени нам удастся претворить наши планы в жизнь».
Для справки: Государственный канал «УТРК Музыка» и частные “Тумар ТВ”, Super TV делают упор на развлекательный контент. Все они рассчитаны на возрастной срез 18–35 лет. «УТРК Музыка» и Super TV ориентируются больше на местную музыку, а “Тумар ТВ” больше показывает клипы центральноазиатских исполнителей.
Радио, заполняющее пустоту
Музыкальная аналитика рассматривается не только как инструмент информирования, но и как возможный вклад в культурное развитие общества. Отсутствие аналитических материалов или программ может ограничивать потенциал развития музыкального сектора и музыкальное пространство слушателей.
Включение аналитики в музыкальные программы может обогатить контент и поможет распространению качественной информации о мировой и национальной музыке. Это в то же время будет способствовать здоровой конкуренции среди исполнителей и увеличению качественных песен. А значит повысится и качество концертов.
Если обратимся в историю, то в конце 1990-х годов и начале 2000-х в газете «Кыргыз туусу» под рубриками «Жылдыздар жөнүндө эсселер» («Эссе о звездах»), «Аалам, адам, атак» («Мир, человек, слава») публиковались музыкальные аналитические материалы. В них рассказывалось о жизни известных мировых артистов, их творчестве, вкладе в развитие мировой культуры.
В свое время в самой популярной газете Кыргызстана «Супер-Инфо» публиковались материалы, в котором анализировалось творчество местных исполнителей.
В программах и ток-шоу «Ой ордо» Национальной телерадиокорпорации, «Жаргылчак» на радио «Санжыра», «Азаттык+» на радио «Азаттык» временами выходили такие передачи, однако журналисты данных медиа сообщили, что передачи такого направления не были включены на постоянной основе в концепцию программ.
Однако по словам известной ведущей Элмары Турсуналиевой, на «Кыргызском радио» всегда отводилось место для музыкальной аналитики:
«В Кыргызстане нет журналистов, которые специализировались бы на музыке. Это правда, что журналисты, освещающие музыкальную сферу, ограничиваются только беседами. Однако, однозначно сказать, что нет программ, которые не анализируют музыку, тоже нельзя. Например, я на «Кыргызском радио» готовлю передачу «Чакмак». Она выходит в эфир уже 15 лет. Мы поднимаем различные вопросы в сфере музыки, говорим о легковесных песнях, плагиате и других важных проблемах. С экспертами анализируем недостатки, даем мнение специалистов».
Чтобы узнать мнение представителей музыки об этой проблеме, мы обратились к некоторым из них. Когда мы обратились к Заслуженной артистке КР Гулнаре Тойгонбаевой она задала нам встречный вопрос: «В эпоху быстрых новостей насколько интересно будет людям аналитические статьи или передачи?».
Композитор Жамила Муратова отметила, что в музыкальных учебных заведениях трудятся хорошие специалисты своего дела и журналисты могли бы сотрудничать с ними, узнавать их мнение, анализировать различные тенденции. Также, по ее мнению, чтобы повысить привлекательность для медиа необходима государственная поддержка музыкальной сферы.
Вклад музыки в экономику
Журналист Сабыр Абдумомунов время от времени анализирует тенденции в музыке и делится своим мнением в социальных сетях.
«В кыргызской медиа установилось понятие, что тема музыки относится к “развлектальному контенту”. Есть эксперты, которые могут анализировать музыку. Редакции должны быть заинтересованы работе с ними».
Сабыр Абдумомунов, недавно ставший руководителем «УТРК-Баткен», планирует восполнить эту пустоту. Он считает, что с помощью музыки можно поднять не только общественную культуру, но и экономику:
«Например, в США или Европе музыкальная индустрия считается важной частью экономики. Платятся арендная плата и налоги с концертов. Помимо этого, вклад музыки в развитие туризма страны и ее узнаваемость в мире очень огромная. Мы это можем заметить на примере ставших очень популярными в мире К-поп или Музыкальной индустрии Южной Кореи».
Согласно данным IFPI (Международная федерация производителей фонограмм), в 2023 году мировая музыкальная индустрия заработала более 26 млрд долларов. В отчете отмечается большое влияние музыки на туризм, моду и даже IT индустрию.
В США в Гарвардском университете начали изучать творчество известной певицы и общественного деятеля Тейлор Свифт. В 2023 году после своего концертного турне Eras она пополнила ряды миллиардеров. Bloomberg сообщает, что ее состояние превышает миллиард долларов, а вклад в экономику США от ее концертов составил 4,3 млрд долларов.
UK Music в своем первом исследовании в 2013 году писал о том, что музыкальная индустрия приносит ежегодно британской экономике доход в размере 3,5 млрд фунттов (5,6 млрд долларов). Это составляет 0,25% от ВВП страны.
Эксперты отмечают, что музыкальные аналитические материалы могут вносить свой значимый вклад в развитие музыкальной индустрии.
Санжар Эралиев, журналист.
Статья подготовлена при поддержке проекта «Медиа-К» Интерньюс в Кыргызстане, финансируемого USAID и реализуемого в партнерстве с Freedom House. Содержание этой статьи является независимой работой автора или группы авторов и не обязательно отражает точку зрения USAID, правительства США, Internews или Freedom House.