* перевод с кыргызского
Отсутствие современных фильмов о журналистике в Кыргызстане является пробелом в показе обществу достижений и проблем медиа.
Фильмы о журналистах считаются в мире инструментом отражения успехов и проблем журналистики. Помимо показа истории становления медиа, они также помогают журналистам анализировать собственную работу, оценивать профессиональную этику и осваивать новые методы.
Однако фильмов о современной журналистике в Кыргызстане практически нет. Даже зарубежные фильмы на эту тему не переведены на кыргызский язык. Почему? В этой статье мы хотели бы поговорим об этом.
Журналистика в истории кино
«В центре внимания» (Spotlight), «Вся президентская рать» (All the President’s Men), «Свой человек» (The Insider), «Новости» (The Newsroom), «Утреннее шоу» (The Morning Show) и десятки других фильмов и сериалов демонстрируют пример мировой журналистики и ее проблемы. Эти фильмы раскрывают место журналистов в обществе, силу журналистских расследований и их влияние на социально-экономическую и политическую систему. Такие фильмы показываются в качестве примеров на тренингах для журналистов, а также стали учебными пособиями.
Если обратиться в историю кыргызского кино, то можно заметить, что тема журналистики больше всего интересовала режиссера Төлөмүша Океева. В фильме «Красное яблоко» (“Кызыл Алма”), снятом в 1975 году, есть роль телеведущей. Она жена главного героя. Хотя этот фильм, снятый по произведению Чингиза Айтматова, не посвящен журналистике, в нем дан образ представителя медиа.

В 1980 году режиссер Океев снял еще один художественный фильм – «Золотая осень» («Алтын күз»). В нем рассказывается история сорокалетнего журналиста, который бросил работу и отправился жить в деревню, где он познает себя. За этот фильм Төлөмүш Океев был удостоен приза «За раскрытие современной темы» на XIV Всесоюзном кинофестивале в Вильнюсе в 1981 году. Сценарий фильма написал Мар Байжиев.
Эти две работы принадлежат киностудии «Кыргызфильм». Теперь они доступны на YouTube, но оба на русском языке.

И в комедии 2007 года «Первый кадр» (“Биринчи кадр”) известного режиссера и политика Садыка Шера Нияза также есть сцены с участием журналистов, но фильм посвящен не журналистике, а творчеству кинематографистов.
В 2018 году вышел сериал «Эфир», который, казалось бы, немного заполнил имеющуюся пустоту. Однако подробнее о нем мы поговорим чуть позже.
«Пусть журналисты сами проявлять инициативу»
Фильмы о журналистах могут способствовать лучшему пониманию обществом их работы, а также показать важные проблемы медиа. Они демонстрируют честность и профессиональную этику журналистики. Такие фильмы отражают место журналистов в обществе и их ответственность в распространении информации, дают возможность для глубокого анализа развития и проблем медиа.
PR-специалист Айгүл Жунушалиева считает, что тема журналистики действительно важна в киноиндустрии:
«В историческом контексте фильмы с таким содержанием позволяют нам оглянуться на прошлое, проанализировать события и вступить в диалог. Они помогают лучше понять профессию журналиста, ее важную роль, а также ее проблемы. Кроме того, я считаю, что успехи и ошибки журналистов могут служить бесценным уроком для начинающих корреспондентов и помогут им лучше осознать роль журналистики в обществе».
Режиссер и посол Кыргызстана во Франции Садык Шер Нияз отметил необходимость подобных фильмов и объяснил, почему в настоящее время в кыргызском кинематографе нет интереса к этой теме:
«Журналистика – очень интересная профессия. Недаром ее называют «четвертой властью». Кыргызская журналистика имеет большой вес в Центральной Азии. Наши журналисты смогли показать пример мастерства в общественно-политических перипетиях в 30-летней истории независимости. Журналистика – это лицо государства, журналистика – это открытость, журналистика – это демократия. Было бы здорово, если сняли фильм о журналистах. Но в этом должны быть заинтересованы сами журналисты, даже больше, чем режиссеры. Я твердо убежден, что если журналисты дадут людям из киноиндустрии идеи, то режиссеры обязательно их реализуют. Если журналисты организуют встречи с режиссерами и проведут обсуждения, то, возможно, в будущем будет создан отличный фильм, отражающий успехи и проблемы медиа».
Почти все опрошенные нами режиссеры заявили, что «журналисты должны сами проявить инициативу». Однако другой их коллега отметил и другую сторону этого вопроса, но он пожелал, чтобы его имя не было упомянуто в статье.
«В Кыргызстане любители кино больше интересуются легкими фильмами, историями, взятыми из быта. Такие фильмы также приносят хорошие кассовые сборы. Однако мало кого интересуют фильмы о журналистике или на схожую тематику. Это потому, что у нас только очень малая часть общества способна анализировать кино. Чтобы снять хороший фильм, нужны большие деньги. Также фильм должен окупить себя. Но вкусы наших зрителей находятся немного в стороне от серьезных фильмов. Я, как режиссер, не хочу, сняв фильм, оказаться в убытке. Кроме этого, есть еще одна причина. Считается, что в последние годы свобода слова в Кыргызстане уменьшилась. Могу ли я отразить это в своем фильме? У меня пока нет смелости сделать это», – сказал он.
Сотрудница телеканала «НТРК Жалал-Абад» Гүлзина Мөндөева считает, что показать журналистику в кино непросто:
«Чтобы понять «кухню» журналистики, нужно хотя бы год или два проработать журналистом. Хотя со стороны все выглядит прекрасно, но там намешано и политика, и культура, и масса других интриг. Чтобы понять это, нужно погрузиться в мир журналистики. Поэтому я считаю, что невозможно снять фильм, имея только внешнее представление. Можно не придумывать сценарий о журналистике, надо просто снять фильм о жизни известных журналистов. Например, было бы здорово, если были сняты биографические фильмы о таких известных ведущих, мастерах своего дела, как Гүлшан Молдоева и Бактыбек Мамытов».
«Эфир», показавший кухню телеканала
В 2020 году «7 канал» представил зрителям сериал под названием “Эфир”. Режиссером фильма был Нарбото Анарбаев, автором сценария – Жыргал Сулайманов.
Фильм через деятельность и отношения сотрудников телеканала показывает общественно-политическую жизнь, социальные проблемы, ценности, пропасть между надменностью и человечностью, а также противостояние во взаимоотношениях. Съемки 11-серийного сериала начались в 2019 году и продолжались семь месяцев. Инициатор съемки сериала, тогдашний руководитель канала Алтынбек Жумаев, поделился своими мыслями об идее создания сериала:
«Поскольку у меня есть опыт работы в журналистике, на телевидении, у меня была мечта снять фильм на эту тему. Я хорошо знаю кухню этой отрасли, т.к. на государственном телеканале я прошел путь от простого диктора до руководящей должности. Я видел какой вклад внесла журналистика в формирование общества, развитие государства и политической сферы в годы независимости Кыргызстана. Поэтому у меня внутри было горячее желание. Я хорошо знаю условия работы журналистов, рабочий процесс, интриги и проблемы. Быть журналистом нелегко. Журналист тоже человек, иногда он совершает ошибки, иногда помогает решить большую проблему. Все это я хотел показать в фильме. Я смог реализовать эту идею, когда управлял частным каналом».
Жумаев сообщил, что над этим проектом работали около пятидесяти человек и отметил, что сериал «Эфир» стал первым качественным фильмом, снятым на местном частном телеканале.

Режиссер Нарбото Анарбаев считает, что киноиндустрия только встает на ноги, и верит, что скоро наступит эра тематических фильмов:
«В моем понимании, кыргызские режиссеры сейчас сосредоточены на показе важных, проблемных и актуальных тем из повседневной жизнь людей. Тема журналистики – одна из важных тем, которую мы будем подробно раскрывать в ближайшие годы».
Заключение
Отсутствие фильмов, отражающих достижения и проблемы журналистики в Кыргызстане, не является серьезной национальной проблемой, но это одна из актуальных проблем в сфере медиа. Чтобы решить эту проблему, журналистам и кинематографистам необходимо объединить усилия. Появление фильмов о журналистике внесет большой вклад в развитие медиа в стране, понимание их ценностей и расширение их влияния в будущем.
Собирая мнения экспертов для этой статьи, мы заметили, что отсутствие фильмов о журналистике в Кыргызстане может быть обусловлена несколькими причинами:
Финансовый ресурс. Кинематография требует огромных инвестиций. В Кыргызстане эта сфера не имеет достаточной финансовой поддержки, особенно при создании тематических, нишевых фильмов.
Низкий спрос. Большинство кинозрителей в Кыргызстане предпочитают развлекательные или патриотические фильмы. Интерес к сложным, требующим глубокого анализа темам, таким как журналистика, может быть низким.
Состояние свободы слова. Проблемы, связанные с независимостью СМИ или свободой слова, затрудняют создание фильмов, показывающих правду о журналистике.
Санжар Эралиев, медиакритик.
Статья подготовлена при поддержке проекта «Медиа-К» Интерньюс в Кыргызстане, финансируемого USAID и реализуемого в партнерстве с Freedom House. Содержание этой статьи является независимой работой автора или группы авторов и не обязательно отражает точку зрения USAID, правительства США, Internews или Freedom House.