(по мотивам эпоса «Семетей» трилогии «Манас»)
Проект «Билим Айтыш» Интерньюс в Кыргызстане совместно с Кыргызским национальным театром «Манас» представляют музыкальную, драматическую и поэтическую постановку «Тайтору».
О постановке
Спектакль «Тайтору» – это перформанс, представляющий результат обучающих и творческих лабораторий, организованных для манасчы в течение года в рамках проекта «Билим Айтыш». Фрагмент эпоса «Семетей» об участии на скачках Каныкей со скакуном Тайтору ставится на сцене впервые.
К постановке спектакля были привлечены лучшие мастера театра, музыки и дизайна Кыргызстана.
Режиссер — постановщик Шамиль Дыйканбаев, основатель театральной студии «Мүрөктүн суусу», режиссер Чуйского областного театра. Талантливый режиссер, завоевавший премии нескольких международных фестивалей, постановщик спектакля «Улуу Баян» по мотивам «Манаса».
Сценарий разработали манасчы, заслуженный артист КР Самат Кочорбаев и Кулмат Сыдыков — отличник в сфере культуры, манасчы.
Роли исполняют:
Каныкей (жена Манаса, мать Семетея) – Айнур Акылбекова, актриса Театра молодежи и юного зрителя (ТЮЗ).
Темиркан (отец Каныкей) – Азат Байбеков, актер кукольного театра и театра «Манас».
Исмаил (брат Каныкей) – Талгар Анарбеков, актер театра «Манас».
Манасчы – Самат Кочорбаев, Кулмат Сыдыков, Аккыз Абасбекова.
В образе Семетея выступают участники образовательной программы проекта «Билим айтыш», 12-14-летние юные манасчы: Уларбек Мирланов, Арсен Ыдырысов, Касымбек Бердикулов, Ариет Тынчтыкбеков, Саид Жолочиев, Узарбек Анарбаев.
Акыны — Акматбек Султанов, Кутман Садыбакасов.
Композиторы:
Эмильбек Ишенбек уулу — музыкант группы «Эл акыны Эстебес» Кыргызской национальной филармонии, лауреат ряда международных конкурсов, автор песен «Ала Тоонун уулумун», «Кабылан», «Чексиздик», «Камбаркан».
Камбар Календов – композитор, мультиинструменталист, руководитель группы «Үркөр», художественный руководитель фольклорного ансамбля «Кыргыз Кайрык», лауреат и победитель ряда международных фестивалей.
Декорации и сценография – художник Кыргызского драматического театра Руслан Джунусалиев.
Дизайн костюмов:
Жаныш Ботой — дизайнер, один из основателей компаний Ormon Branding, Cerebro Branding, Cinemart Production, студии Kronos.
Айдай Асангулова — основательница фонда «Кийиз дуйно», одна из немногих в Кыргызстане, кто обучает людей старинному традиционному прикладному искусству.
Гульсана Атомкулова – носитель традиционных знаний, дизайнер, технолог.
Аннотация
После смерти Манаса его супруга Каныкей вынуждена бежать от жестокого обращения родственников Манаса. Взяв с собой шестимесячного Семетея и свекровь Чыйырды, Каныкей бежит в Бухару на коне Тайтору. Чтобы сохранить жизнь своему ребенку, Каныкей вынуждена передать Семетея на воспитание во дворец своего брата Исмаила. Семетей рос, не зная ничего о своем происхождении и своих истинных родителях и предках во дворце хана Темиркана, отца Каныкей.
Будучи 12-летним подростком, Семетей был уже недюжинных сил и хватки, рос настоящим воином. Ежедневно он проезжал через весь город на место военных учений со своей шумной свитой, чем вызывал недовольство горожан. После очередной поездки на учения между свитой Семетея и горожанами вспыхивает конфликт, о котором доложили дедушке Семетея – Темиркану. Горожане требуют усмирения или высылки «чужака» Семетея на родину, так как многие знают о его истинном происхождении.
Понимая, что предложение горожан невыполнимо и подвергнет любимого внука риску смерти, желая погасить недовольство народа, а также усмирить избалованного дворцовой жизнью Семетея, через ответственность за государство Темиркан принимает решение о досрочной коронации Семетея и провозглашении его ханом Бухары. Темиркан приказывает созвать огромный пир и устроить беспрецедентные скачки с большими вознаграждениями.
Каныкей, узнав эту новость, понимает, что из-за своей юношеской беспечности и озорства Семетею придется повзрослеть намного раньше запланированного, а его преждевременная коронация и власть могут сделать из ментально неокрепшего, молодого и горячего юноши – правителя Бухары, не знающего своих благородных корней. Какая-то неведомая сила подсказывает ей идею об участии в скачках с верным конем Тайтору.
Идея кажется безумной, так как Тайтору уже старый конь (60 асый), но Каныкей верит, что это знак, поданный самим духом Манаса, и именно через победу Тайтору в скачках Семетей сможет осознать свою принадлежность к великому наследию, ценностям благородного воина и встать на путь Манаса. Несмотря на то, что Каныкей была в то время в уязвимом положении беглой и зависимой вдовы, она решается готовить своего коня к скачкам, рискуя репутацией всего ханского рода, и подвергая себя смертельной опасности ради будущего своего сына и народа. Ища поддержки и благословения, она делится своим планом с уже глубоко пожилой свекровью Чыйырды, которая только и живет надеждой о возвращении Семетея на родину в Талас. Чыйырды разделяет переживания Каныкей о том, что возвращение на родину может никогда не случиться, если Семетей не узнает о своих истинных корнях. Поэтому она с радостью и надеждой дает свое материнское благословение Каныкей.
В день скачек Каныкей выезжает перед народом на коне в одежде и доспехах Манаса, чем вызывает недоумение и гнев горожан. Появление вдовы в таком виде считалось дерзким вызовом, желанием быть в кругу мужчин и даже попыткой выйти повторно замуж, а участие в скачках – жаждой денежного приза. И то, и другое было большим оскорблением для горожан древней Бухары, так как они платили налоги на содержание принцессы.
Получив гневные жалобы, брат Каныкей Исмаил воспринял ее действия как оскорбление ханского рода и памяти Манаса. Он приказывает Семетею убить дерзкую Каныкей, как только завершатся скачки. Семетей в этот момент понимает, что честь рода важнее жизни членов рода.
В тот момент, когда он уже готов исполнить приказ Исмаила, Семетей вдруг слышит голоса и неизвестные для него слова “Манас” и “кыргыз”. Он обезоружен этим наваждением и непередаваемым внутренним чувством — что-то поднимается внутри Семетея, в нем пробуждается дух Манаса и внутренние знания о своем роде. Он поднимает бинокль и видит Каныкей, причитающую те же самые слова в слезах и в молитве, в момент разгара скачек. В один миг изменившийся Семетей понимает, что Каныкей не просто родственница — она его мать. Семетей принимает решение поддержать свою маму и Тайтору в скачках и отдает соответствующий приказ своей свите.
Тем временем, Каныкей узнает о коварном плане Исмаила, и принимает решение о самоубийстве, если Тайтору не победит в скачках, чтобы Семетей не брал греха за убийство родной матери, о которой он еще не знает. Она призывает духов предков и дух Манаса, чтобы они помогли Тайтору одержать победу, чтобы Манас направил Семетея на истинный путь.
Каныкей свято верит в то, что ее миссия — донести до сына его истинное предназначение и вернуть его на родину. Имея непоколебимую веру в миссию, благословение пожилой матери Чыйырды и поддержку духа Манаса, рискуя репутацией и жизнью, она добивается своего, меняет ход истории и возвращает Семетея на путь Манаса.
В чем глубокий смысл сюжета о скачках с Тайтору?
Сюжет о скачках с Тайтору из эпоса “Манас” раскрывает роль отважной женщины в судьбе мужчины, истории рода, истории страны.
Это сюжет о материнской самоотверженности, о чистой любви, смелости и жертве ради будущего поколения и народа. Это история о вере, женской силе, о глубоком понимании человеческого предназначения и поиске лучшего будущего.
Несмотря на то, что Каныкей в те древние времена была бесправной вдовой, не имела доступа к воспитанию сына, в ответственный роковой момент она идет против общепринятых устоев, против семьи и здравого смысла, чтобы изменить жизнь не только своего сына Семетея, но и целых государств.
Спектакль «Тайтору» создан в рамках проекта “Медиа-К” Интерньюс в Кыргызстане и благодаря помощи американского народа, оказанной через Агентство США по международному развитию (USAID).