Главный редактор Checkit Media Асель Сооронбаева рассказала об опыте борьбы с дезинформацией в Кыргызстане на 24-й Центральноазиатской конференции ОБСЕ по СМИ (CACM) «На перекрестках: защита свобода СМИ во имя демократии.»
Эта конференция прошла 6–7 июля в Бишкеке, где обсуждались самые актуальные темы в регионе, связанные со СМИ: борьба с дезинформацией, свобода слова в эпоху алгоритмов и искусственного интеллекта, цифровая безопасность журналистов, язык вражды, правовые аспекты безопасности журналистов, инициативы в области медийной и цифровой грамотности, органы саморегулирования СМИ в странах Центральной Азии.
Асель Сооронбаева во время панельной дискуссии “Противодействие дезинформации при защите свободы СМИ” подробно рассказала, как создавалась фактчекинговая инициатива в стране, как четыре редакции объединились под эгидой “Медиа-Блокпост” для борьбы с дезинформацией, связанной с COVID, вакциной, масками, 5 G и т. д.
“Изначально мы думали, что это временная инициатива, но позже у нас состоялись парламентские, президентские, местные выборы. Далее — приграничные конфликты. Все эти события сопровождались фейковой и манипулятивной информацией”, — отметила Сооронбаева.
С января этого года в коллаборацию фактчекеров вошли еще три редакции, объединение открыло собственные страницы на четырех платформах.
Асель Сооронбаева отметила, что Checkit Media фокусируется на видеоформате и создает контент на кыргызском языке, поскольку по результатам исследований по медиапотреблению это популярно среди местной аудитории.
Она также рассказала о последнем расследовании Checkit Media – журналисты выявили, что на главном телеканале страны был создан медиаотдел, а под его прикрытием существует фабрика фейков и троллей. Этот отдел занимается восхвалением власти и очернением оппонентов: активистов, свободные медиа и т. д. Была доказана связь сотрудников медиаотдела с фейк-аккаунтами в социальных сетях.
В расследовании говорится, что с 2022 года был упразднен Наблюдательный совет НТРК и редакционная политика телеканала полностью перешла в ведение Администрации президента. Помимо этого, бывший сотрудник НТРК на анонимных условиях сообщил, что задания для медиаотдела дает глава Службы информационной политики президента.
Сооронбаева отметила, что на содержание государственных СМИ в день из бюджета тратится 2.5 млн сомов ($29 тысяч). Из этих средств 1.3 млн сомов ($15 тысяч) уходит на содержание главного телеканала страны — НТРК.
Расследование Checkit Media о фейк-фабрике в НТРК смотрите ниже.
На русском языке с английскими субтитрами:
Фото Авланбека Джумабаева.