*перевод с кыргызского
Эксперты избегают высказываться по какому-либо вопросу — боятся
Журналист Айбек Бийбосунов, ведущий программы “Эксперттер талдайт” (“Эксперты анализируют”) на «Азаттык», говорит, что за последние два года количество аналитиков, высказывающих мнение по какому-либо вопросу, уменьшилось. Хотя те, кто отказываются, озвучивают разные причины, Бийбосунов считает, что активисты и эксперты боятся.
— Я вижу две причины. Первое — страх. Многие люди беспокоятся, что на них окажут давление, если они что-нибудь выскажут. Подозреваю, что это связано с серией арестов или давлением на активистов и журналистов. Во-вторых, некоторые эксперты сомневаются, что их кто-то слушает.
В то же время по Кемпир-Абадскому и другим делам обвиняются 27 человек. Это были люди, активно участвовавшие в общественно-политической жизни и всегда выражавшие свое мнение в соцсетях. Они также перестали говорить, согласно условиям следствия.
В журналистском сообществе уже почти год активно обсуждается уменьшение количества экспертов, открыто выражающих свое мнение в средствах массовой информации.
Журналист Адиль Турдукулов отмечает, что невозможно построить свободное общество без открытой дискуссии, если эксперты будут хранить молчание, а активисты ограничивать себя. Он заявил, что если гражданское общество станет слабее, то ослабнет и сила журналистов, и никто не будет читать их скучные материалы.
— Самоцензура активистов, журналистов и политических обозревателей возникла в результате различных запугиваний. Это очень плохой знак. Так было и раньше, в советский период. Это неизбежно окажет негативное влияние на демократию и развитие государства в целом. Однако независимые журналисты, в частности, не должны бояться открыто выражать свое мнение. Мы все должны быть готовы поддержать блогеров и активистов, если их вызовут на допрос, или если против них возбудят административное либо уголовное дело.
Свобода слова – это отдельная угроза
Сами эксперты признают, что количество людей, открыто выражающих свое мнение, становится все меньше и меньше.
Адвокат Нурбек Токтакунов говорит, что наряду с запретом на организацию мирных митингов в стране существует и негласное ограничение на выражение мнения.
— За открытые высказывания «Кемпирабадцев» посадили примерно на два года. Ондуруш Токтонасырова оштрафовали на 100 тысяч сомов. А эксперты просто замолчали из-за страха. Другая сторона проблемы в том, что снизилась и свобода журналистов. Они тоже начали воздерживаться.
Например, журналисты обращаются, спрашивают мнение, но затем не дают полную информацию. Я им все рассказываю, а они вырезают из контекста, дают малую часть интервью. Иногда информация искажается. Сейчас, когда свобода подвергается испытанию, мы должны помогать друг другу. В некоторых случаях с экспертами следует заключать неформальные соглашения. Его мнение следует уважать. Свобода слова сама по себе уже угроза. Это риск. Никто и никогда не сможет обеспечить гарантированную безопасность.
Развитие начинается со свободы слова
Говорят, что источником власти в каждой демократической стране является народ. Особенно в Кыргызстане, где всегда высоко ценится свобода мнения и слова. Даже сейчас свобода выражения мнения для экспертов крайне важна для сохранения свободы слова. Потому что представители интеллигенции, журналисты, поэты и писатели высказываясь свободно, формируют общественное мнение. Правительство, оглядываясь на народ, исправляет свои недостатки. Таким образом, в стране все нормализуется.
Эксперт Руслан Акматбек заявил, что развитие начинается со свободы слова, хотя нет никакой гарантии, что слово останется свободным.
— Отказ экспертов выражать свое мнение только усиливает равнодушие в обществе. У нас даже бывают моменты, когда про мусор сообщают, обсуждают эту тему в обществе, и потом его убирают. Если бы не средства массовой информации, если бы не свобода слова, если бы не эксперты, мы бы откатились назад. Теперь мы сами свой путь ограничиваем. Свобода слова – это хороший социальный институт, который двигает страну вперед, и при этом не требует от государства ни копейки.
Руслан Акматбек говорит, что уровень цензуры зашел слишком далеко, и показывает судьбы только лишь некоторых известных людей.
— Те, кто вышел из того места (ред. тюрьмы), говорят, что есть люди, осужденные всего лишь за высказывание своего мнения. Никто не знает, конечно, правда это или нет. Правительство не выносит критики в свой адрес. Даже за малую реплику в их сторону они уничтожают человека угрозами, объявляя врагом народа, навешивая ярлыки «бузуку» (интриган) и «көрө албас» (завистник). И кто захочет тогда рисковать своей жизнью? Эксперты начали воздерживаться от высказываний, а простые граждане даже от нажатия “лайка” в сетях.
Слово от автора
Почти год продолжалась попытка закрытия “Азаттык медиа”, заблокирован сайт “Клооп” по жалобе газеты “Вечерний Бишкек”, Верховный суд наложил штраф в 500 тысяч сомов на независимый сайт Kaktus.media. Штраф в 100 тысяч сомов журналисту этого сайта Диле Юсуповой, судебное дело издания «ПолитКлиника» с государственным телеканалом «ЭлТР», депортация журналиста-расследователя Болота Темирова за границу, задержание 11 журналистов, работавших в его команде до и после, — все это есть факты давления на СМИ.
В конце прошлого года альянс гражданского общества Civicus Monitor включил Кыргызстан в число “с ограниченными свободами граждан” и «репрессивных» стран. Организация «Международное партнерство по правам человека» и фонд «Улучшение прав человека» опубликовали отчет, анализирующий ситуацию в сфере прав человека, политических свобод и свободы слова в Кыргызстане, и отметили, что гражданские активисты, журналисты и блогеры, которые критикуют правительство, находятся под давлением и преследуются.
Далеко не будем уходить, если посмотреть на исследование, опубликованное международной организацией «Репортеры без границ» в мае 2023 года, Кыргызстан за год опустился с 72-го на 122-е место по уровню свободы СМИ.
В результате, как отмечают некоторые наблюдатели, Кыргызстан движется от демократии к авторитаризму, от правовой страны к государству с ограниченными правами.
Данная статья подготовлена при поддержке проекта“Медиа-К” Интерньюс в Кыргызстане, финансируемого USAID и реализуемого в партнерстве с Freedom House. Содержание этой статьи является независимой работой автора или группы авторов и не обязательно отражает точку зрения USAID, правительства США, Internews или Freedom House.
Автор Кенжебю Маматсадыкова.