Автор коллажа: Дилде Шатанова.
*перевод с кыргызского
Среди 76 высших учебных заведений страны в десяти из них имеются факультеты или отделения журналистики. Несмотря на то, что ежегодно сотни студентов поступают на журфаки, подавляющее большинство выпускников идут работать не по профессии. Подготовка журналистских кадров не соответствует требованиям рынка труда.
“Была только теория”
Таких, кто проучившись четыре года на отделении журналистики, потом пошли работать не по профессии, много. Есть и те, кто после вуза уехали в заграницу.
Жанайым Жангазиева подала документ и прошла сразу в два вуза – Кыргызско-Турецкий университет «Манас» и Кыргызский Национальный университет. В итоге она выбрала факультет журналистики КНУ.
Жанайым Жангазиева. Фотография из личного архива
“Когда я выбирала учебное заведение у меня информации было недостаточно. Многие из знакомых советовали Национальный университет. Когда я выбрала его у меня были большие цели и желания. Однако я не смогла получить ожидаемое знание. В университете мы учили только историю журналистики, была только теория. Я еще во время учебы хотела начать работать по профессии, однако преподаватели говорили мне «после успеете поработать, а сейчас вы должны учиться». Когда после учебы в поисках работы обращалась в редакции меня спрашивали «а есть ли у тебя опыт работы, что ты умеешь?», — делится Жанайым.
Немало выпускников факультетов журналистики сталкивались с подобными проблемами.
Жанайым после завершения учебы год поработала в пресс-службе. Однако мизерная зарплата, много работы заставили ее думать о миграции. В настоящее время она трудится зарубежом, чтобы накопить средства на обучение другой профессии.
«Учебное заведение способствовало росту моей уверенности в себе»
Назима Жумаева получила образование в Кыргызском государственном университете имени Ишенаалы Арабаева. Она с 3 курса начала сотрудничать с газетами “Де-факто”, “Жети плюс”, “Учур” и “Азия ньюс”.
Назима Жумаева. Фотография из личного архива
По словам Назимы, хотя во многих университетах используется старая методика обучения, однако же можно научиться профессии журналиста:
«Я окончила университет в 2015 году. В то время иметь высшее образование было важно. Сегодня же немало тех, кто стал хорошим специалистом закончив только различные курсы. Знания, которые мы получили в свое время за пять лет учебы, сегодня можно получить на трехмесячных курсах. Все зависит от самого человека. Из-за старой методики обучения, возможно, кто-то не получил пользы от обучения. А университет мне дал не только знания, но и способствовал росту моей уверенности в себе. Я много лет проработала журналистом, и только после того, как вышла замуж, сменила профессию», — говорит она.
Советская методика в эпоху искусственного интеллекта
Немало выпускников журфаков после учебы ушли в SMM, пресс-службу. Основательница платформы «Онлайн университет» и медиа эксперт Элира Турдубева считает, что причиной этому — отсутствие необходимой инфраструктуры во многих университетах:
«На факультетах журналистики не обращают должного внимания на получение практического опыта. Например, о работе телестудии, радиостудии, подготовке подкаста, использовании различной техники студенты получают только теоретические знания. Главные редактора также часто говорят об этой проблеме. В вузах мало преподавателей-практиков. В основном теоретики. В вузах не обращают внимания на языки, обучение ведется только на кыргызском и русском языках. А в университете «Манас» обучение ведется на турецком, в Американском университете в Центральной Азии, Университете Центральной Азии и университете «Ала-Тоо» на английском. Журналистам надо учить иностранные языки. Потому что английский язык стал языком современных технологий, науки и знаний», — считает Турдубаева.
Элира Турдубаева. Фотография взята из Facebook.
Она считает, что исходя из требований времени, в учебные программы следует включать практические занятия и актуальные темы.
По ее словам, остается еще одна проблема: есть преподаватели, которые противятся новшествам и продолжают учить по советской методике.
«Сейчас мы живем в эпоху искусственного интеллекта. А преподаватели даже не освоили современные информационные технологии. Помимо повышения их квалификации нужно еще привлекать в вузы сильных преподавателей», — говорит она.
Она считает, что должно быть тесное сотрудничество между вузами и СМИ, они должны реализовывать совместные проекты и постоянно обмениваться опытом.
«Лишь бы умели писать без ошибок»
По словам редактора медиа «ПолитКлиника» Ырысбүбү Кылычбек кызы, знания и навыки студентов-практикантов, которые приходят к ним в редакцию, не соответствуют современным требованиям в журналистике.
Ырысбүбү Кылычбек кызы. Фотография взята из Facebook
«Мы довольно часто работаем с практикантами, но с университетами не заключаем соответствующих соглашений. Мы открыты студентам любого вуза. Среди практикантов встречаются и такие, которые не могут подготовить новость на основе пресс-релиза. Поэтому согласились с тем, лишь бы они умели писать без ошибок, а всему остальному научим. По-моему, это происходит из-за отсутствия в вузах преподавателей-практиков и наличия старой программы обучения, которая не менялась многие годы», — считает она.
Об этом говорилось еще 10 лет назад
Важно, чтобы и преподаватели всегда были в курсе новых тенденций и постоянно сами учились новому.
Вызывает много вопросов и профессиональная пригодность многих сотен выпускников журфаков, соответствие их знаний требованиям времени, их способность беспроблемно влиться в работу редакций.
Марат Токоев. Фотография из journalist.kg
По словам медиаэксперта Марата Токоева, проблемы в подготовке будущих журналистских кадров были известны еще 10 лет назад:
«10 лет назад мы готовили для нашей газеты материал на эту тему. Результаты опроса среди студентов журфаков уже тогда выявили эту проблему. Корень этой проблемы — в программе обучения, спускаемой Министерством образования. Ведь преподаватели вузов не могут выйти за ее рамки», — объясняет он.
Токоев отметил еще одну проблему, связанную с малой заработной платой преподавателей.
«Я считаю, что, если бы зарплата в вузах была больше, тогда удалось бы привлечь больше высококлассных специалистов. На малую зарплату сильные специалисты не пойдут. В действительности факультеты журналистики должны быть только в самых сильных и крепких высших учебных заведениях», — считает он.
Важно, чтобы в меняющихся условиях и преподаватели вносили коррективы в свою деятельность. Не может быть никаких сомнений в том, что для подготовки успешных специалистов в современных условиях преподаватели должны работать в тесном сотрудничестве с ведущими медиа страны, использовать современные инновационные методы обучения.
Автор Дилде Шатанова.
Статья подготовлена при поддержке проекта «Медиа-К» Интерньюс в Кыргызстане, финансируемого USAID и реализуемого в партнерстве с Freedom House. Содержание этой статьи является независимой работой автора или группы авторов и не обязательно отражает точку зрения USAID, правительства США, Internews или Freedom House.