*перевод с кыргызского
Мировая пресса всегда считала важным обращаться к своей истории и проводить ее анализ. В Кыргызстане и сегодня исследования по истории отечественных средств массовой информации остаются актуальными. Исходя из этого контекста, считаем очень важным проанализировать период начала деятельности в 1930 годах первого печатного издания страны — «Кызыл Кыргызстан» (нынешняя газета «Кыргыз Туусу»). Именно в эти годы, наряду с такими важными для страны событиями как коллективизация, земельно-водная реформа, переход кочевого населения к оседлости, преодоление безграмотности населения, проходила и борьба с «врагами народа».
Инфо:
Газета «Эркин-Тоо» – первая национальная газета на кыргызском языке, выходившая с 7 ноября 1924 года в Ташкенте. В середине 1925 года, после выхода шести номеров, редакция газеты переехала в Пишпек. В 1927 году газета была переименована в «Кызыл Кыргызстан», в 1956 году в «Советтик Кыргызстан». С 1991 года выходит под названием «Кыргыз туусу».
По газетным публикациям того времени заметно, что в 1930 годы вопросы, связанные с религией, рассматривались в контексте борьбы с «врагами народа». Таких материалов было очень много.
Уже в номере газеты за 14 января 1930 года под рубрикой «Чалкан» («Крапива») была опубликована статья «Раньше молдо, а теперь секретарь» («Мурун молдо эми катчы»).
Статья начинается так: «— Жаке, есть такой, как Мадияр Сыдыкбай уулу, который 17 лет был имамом для доверчивого народа, рассказывая им байки про рай, бил детей по лицу, истязал их нещадно, произносил свои «суп» и «куп»» («- Жаке, кара токту элине бейиш эшигин ачып 17 жылы имамдык кылган, жаш балдарды жаакка койгон, жыландай этин сойгон, “сүп!” дегенде “куп” деген Мадияр Сыдыбай уулу деген бар»). Далее рассказывается, что, когда установилась советская власть, он выкинул свою чалму, обманув председателя, стал секретарем и начал брать взятки. Также в номере за 5 февраля было опубликовано стихотворение неизвестного автора «Жарамазан», направленное против религии. Подобного рода материалы антирелигиозного содержания можно встретить практически в каждом номере газеты.
В 1932 году материалы критического характера стали чаще встречаться на страницах газеты. Так, в номере за 24 февраля была опубликована статья Аалы Токомбаева «Об Академическом вечере» («Академия кечеси тууралуу»), в которой критикуется пьеса Касыма Тыныстанова «Академические вечера» («Академия кечелери») об историческом пути кыргызского народа. Токомбаев отмечает, что считает себя обязанным говорить открыто о недостатках пьесы. В своем критическом материале он делает вывод: Тыныстанов не ценит время равноправия, данное компартией, восхищается бесклассовым идеальным патриархальным укладом, ностальгирует по прошедшим временам. Эта критическая статья А. Токомбаева «поспособствовала» тому, чтобы в 1937 году Касым Тыныстанов попал в жернова массовых репрессий.
В 1934 году в газете постоянно публиковались новости о тех, кто был признан «врагом народа» и исключен из партии. Так, 3-января на первой странице газеты под заголовком «Об исключении Жусупа Абдырахманова из членов ВЦИК» («Жусуп Абдырахмановду Ж.О.БАКтын мүчөлүгүнөн чыгаруу тууралуу») была опубликовано следующее: «Был исключен из состава ВКП (б) за нарушение в своей деятельности указаний партии и правительства; за антипартийную деятельность исключить товарища АБДЫРАХМАНОВА из членов ВЦИК. Председатель Всероссийского центрального исполнительного комитета М. И. Калинин. Кремль, Москва. 1933 год, 26 декабря» («Иште партия менен өкмөттүн жолун бузгандыгы үчүн ВКП (б) катарынан чыгарылган; партияга каршы иш кылгандыгы үчүн жолдош АБДЫРАХМАНОВ ЖОБАКнын составынын мүчөлүгүнөн чыгарылсын. Жалпы Орусиялык Борбордук аткаруу комитетинин төрагасы М. И. Калинин, Маскөө кремли. 1933-жыл, 26-декабрь»). Начавшееся в 1934 году преследование тогдашнего председателя кыргызского правительства Жусупа Абдырахманова, как известно, завершилось его расстрелом в 1937 году.
А на второй странице этого же номера газеты под заголовком «Всем отделам культурной пропаганды райкомов, районным газетам, корреспондентам!» («Бардык райкомдордун маданий үндөө бөлүмдөрүнө, бардык райондук гезиттерге, жазуучу-кабарчыларга!») была опубликована редакционная статья.
В ней отмечатеся: «Несмотря на то, что мы в Кыргызстане беспрестанно боремся с национал-кулаками, идеями «Алаш ордо», Тыныстановщиной, до сих пор не во всех местах искоренено влияние идей «Алаш ордо», Тыныстановщины. Среди народа, даже в школах до сих пор исполняются песни, проникнутые идеей алаш ордо». («Биз Кыргызстандагы байчыл-улутчулдук, алаш ордочулук, Тыныстановчулук менен күрөшүп келе жатсак дагы күнү бүгүн алаш ордочулуктун, Тыныстановчулуктун таасири бардык жерлерде бирдей жоюлуп бүтө элек. Эл ичинде, кала берсе мектептерде алашчыл ырлар ырдалып жүрөт»). Далее неизвестный автор пишет, что необходимо воспитывать молодых писателей, давать им правильное направление, защищать, чтобы они не стали орудием классовых врагов.
Газета «Кызыл Кыргызстан» конца 1930-х годов. Фото автора.
В ноябрском номере газеты была опубликована статья «Наша интеллигенты» («Биздин интеллигенттер»).
В ней анонимный автор пишет: «У кыргызов были «старые» интеллигенты, возглавляемые такими молдо как Эшенаалы Арабай уулу, молдо Осмонаалы Сыдык уулу, Абдыкерим Сыдык уулу, Жанек Солтанайбай уулу и Касымбай Телтай уулу. Они считали себя «передовыми, мудрыми сынами народа». На самом деле эти «интеллигенты» служили кыргызским бай-манапам, были их орудием, их единомышленниками. Все они были пропитаны полностью байским-национализмом. Они являлись портретом передовых богатеев, проникнутых идеями партии «Алаш ордо». Лидеры их стали членами центрального комитета партии «Алаш Ордо» – врага пролетарской революции. Молдо Осмонаалы Сыдык уулу, исковерков правду кыргызского народа, исказив историю написал «Тарыхы Шадмания» и «Тарыхы Кыргызия», прославил злонамеренных бай-манапов, которые пили кровь трудящегося народа…» («Кыргызда молдо Эшенаалы Арабай уулу, молдо Осмонаалы Сыдык уулу, Абдыкерим Сыдык уулу, Жанек Солтанайбай уулу жана Касымбай Телтай уулу баштаган бир канчалык эски “интеллигенттер” болгон. Алар өздөрүн “улуттун алдыңкы, акылман азаматтарыбыз” деп санашкан. Чындыгында ал “интеллигенттер” кыргыздын бай-манаптарынын камчысын чаап, токмогун уруп, тилегин тилеген, бүткөн боюнун барына – байчыл-улутчулдуктун каны абдан тарап, сиңген. “Алаш ордо” ордо партиясынын идеясы менен сугарылган улут байларынын алдыңкы портрети эле. Алардын алдыңкылары, пролетариат революциясынын душманы “Алаш ордо” партиясынын борбордук комитетеинин мүчөсү болду. Молдо Осмонаалы Сыдык уулу – кыргыз элинин турмушундагы чындыкты, тарыхты бурмалап “Тарыхы Шадмания” жана “Тарыхы Кыргызияны” жазып, эмгекчилердин канын соргон кара ниет бай-манаптарды мактады…»). Во времена Советского союза национальные партии «Алаш ордо» и «Социал-Туран» были запрещены как контрреволюционные.
В номере газеты за 15 марта был опубликован материал неизвестного автора под названием «“Курман айт” — орудие классового врага» («“Курман айт” -тап душмандын куралы»). В нем отмечается: «…Классовые враги и их религиозные помощники молдо, эшен-сопу, бакшы были отброшены, разбиты. Но еще остались их остатки. Одним из орудий классовых врагов является «Курман айт». Они через «Курман айт» хотят проводить свою пропаганду против революции. Ленин не просто так написал, что «Религия является опиумом для народа»» («… Тап душмандар, алардын жардамчы куралдары болгон дин кызматчылары молдо, эшен-сопу, бакшылар четке ыргытылды, талкаланды. Бирок алардын калдыктары дагы эле сооло элек. Тап душмандарынын куралдарынын бири “Курман айт” болот. Алар “Курман айт” аркылуу өздөрүнүн революцияга каршы үгүттөрүн жүргүзүшмөк болушат. “Дин деген элдин башын айлантып жинди кылуучу апийим” деп Лениндин айткан сөзү бекеринен эмес»).
Информацию, статьи подобного содержания можно было часто встретить в газете. В советское время религии и религиозная деятельность были ограничены, запрещалось проводить религиозные обряды.
Из истории мы знаем, что в 1937 году преследовались не только оппозиционные к советской власти деятели, идеологические противники, но и люди, близкие к троцкистам, так называемой «левой оппозиции». В номере «Кызыл Кыргызстан» от 6 января автором под инициалами М.К. была опубликована статья «Раскрыта истинная сущность Чекменова правого глаза троцкиста Урываева» («Троцкийчил Урываевдин оң көзү Чекменовдун бети ачылды»). В ней автор пишет, что 3 января на расширенном заседании правления советских писателей Кыргызстана раскрыто истинное лицо писателя Николая Чекменова, который был связан с «контрреволюционером троцкистом» Урываевым и активно участвовал в антипартийных действиях. «Чекменов в своем слове, говоря: «Я не контактировал с Урываевым, наоборот даже критиковал недостатки Урываева» попытался ввести нас в заблуждение. На самом деле все было не так, Чекменов был в тесных отношениях с врагом партии Урываевым исполнял все, что говорил последний», — говорится далее.
На страницах газеты можно встретить и подобные этому материалы: «В партии нет места помощникам троцкистов» (“Троцкийчилердин жардамчыларына партия катарына орун жок”), «Стахановец Кемпирбаев» (“Кемпирбаев Стахановчу”), «Совхоз Нижнего Чуя должен избавиться от урываевцев» (“Төмөнкү Чүй совхозу урываевчулардан тазалансын”), «Надо избавиться от всех троцкистов-зиновьевцев и их помощников» (“Троцкийчыл-зиновьевчулар жана алардын жардамчылары түп-тамырынан бери жоготулсун”), «Мы искореним всех врагов — контрреволюционных троцкистов» (“Контреволюциялык троцкийчил душмандардын тамырларын такыр суурабыз”), «Надо напрочь искоренить националистов» (“Улутчулуктун тамырларын биротоло соолтуу керек”).
С октября автор под псевдонимом «Чолпон» написал статьи «Агенты врагов народа» (“Эл душмандарынын агенттери”), «Нашлись следы врагов города» (“Шаар душмандарынын изи табылды”). Так, в статье, в частности, отмечается: «Председатель Фрунзенского городского совета троцкист Чистяков, меньшевик Зубов были в тесных отношениях с врагами народа, националистами Орозбековым, Исакеевым, Алиевым, Жээнбаевым. При их поддержке Зубов долгое время был секретарем Кыргызстанского областного исполнительного комитета. Зубов в то время, используя свое служебное положение, злонамеренно не давал расти многим кадрам».
Помимо этого, в газете были опубликованы такие материалы, как: «Качкынбаев — настоящий враг народа» (“Качкынбаев анык эл душманы”), «Да будет разворошено гнездо кудайкуловцев» (“Кудайкуловчулардын уясы курутулсун”), «Школы должны очиститься от остатков врагов народа» (“Мектептер эл душмандарынын калдыктарынан тазалансын”).
В номере газеты «Кызыл Кыргызстан» от 6 октября можно увидеть рубрику « Письма в редакцию» (“Редакцияга келген каттар”).
В этой рубрике опубликовано письмо под названием «Кто принял Сарымсакова в колхоз?» (“Сарымсаковду колхозго ким өткөргөн?”). «Киров. Признанный недавно врагом народа Эсенаманов, в июне в своей поездке в Кировский район, принял в колхоз «Карасай» своего родственника, бывшего кулака Мүсүратбека Сарымсакова. Бывшые кулаки, родственники врага народа Эсенаманова, вскоре после принятия их в колхоз, начали свои “черные дела”. Районный прокурор не должен медлить с незамедлительным привлеченим к ответственности этих врагов», — говорится в письме.
Помимо него были опубликованы еще другие письма: «По отношению Айдаралы должно быть принято самое жесткое решение» (“Айдаралыга эң акыркы чара колдонулуу тийиш”), «Имущество народа самое важное имущество» (“Коомдун мүлкү ыйык мүлк”), «Враг Тазабеков», (“Тазабеков душман”). Можно заметить, что во многих письмах не приводится достаточных доказательств вины, все основано лишь на словах и слухах. Это были в основном доносы, т.к. в этих письмах не были указаны имена авторов.
Если подытожить, что в 1930 годы газета «Кызыл Кыргызстан» была не только пламенным агитатором марксизма-ленинизма и организатором широких масс заветам Ленина, но и основным идеологическим оружием и печатным органом в борьбе с «врагами народа». Если смотреть через призму прошедших лет, газета полностью обслуживала интересы большевистской власти, была наказывающим и очерняющим оружием против несогласных с линией компартии. На примерах «Кызыл Кыргызстана» того времени, ясно видно, что на первом месте у советской прессы было не просвещение и информирование общества, а пропаганда.
Автор Бакытбек ОРУНБЕКОВ.
Статья подготовлена при поддержке проекта «Медиа-К» Интерньюс в Кыргызстане, финансируемого USAID и реализуемого в партнерстве с Freedom House. Содержание этой статьи является независимой работой автора или группы авторов и не обязательно отражает точку зрения USAID, правительства США, Internews или Freedom House.